Авторы
- Бабиева Нигина Сафоевна кандидат психологических наук
- Швец Анна Валериевна
Аннотация
Статья посвящена выявлению влияния миофункционального фактора на коррекцию дисфункции дыхания у детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы обусловлена ростом количества детей с зубочелюстными аномалиями и необходимостью восстановления у них мышечного тонуса для более эффективной коррекции речи. Установлена необходимость комплексного подхода к решению проблемы миофункциональных нарушений у детей, объединению усилий логопедов и ортодонтов. Было проведено исследование дошкольников 5–6 лет на базе школы № 2120 дополнительных образовательных программ № 2 (Москва) и стоматологической клиники «Миодент» (Москва). Все респонденты имели нарушения речи в виде органической дислалии и аномалии развития зубочелюстной системы в виде дистальной окклюзии. В качестве методов исследования использовался физикальный метод диагностики типа дыхания: были проведены пробы на «удержание воды во рту» в течение 1 минуты и видеосьемка ночного сна (30 сек.) в течение 1 недели. Использовались также статистические методы для выявления различий между группами на констатирующем и контрольном этапах эксперимента. В рамках эксперимента была
реализована коррекционная программа с использованием аппарата «Миобрейс К1» (MRC). Результаты исследования показали, что миофункциональные устройства способствуют положительным изменениям. У большинства дошкольников восстановился физиологический тип дыхания, а также улучшилась иннервация лицевой мускулатуры. Также миофункциональная терапия является хорошей профилактикой развития деформации челюстно-лицевой области. Были сделаны выводы о необходимости междисциплинарного взаимодействия специалистов логопедического и ортодонтического направлений. Определена эффективность использования миофункционального устройства «Миобрейс К1» при составлении индивидуального плана терапии для каждого ребенка.
Как ссылаться
Бабиева, Н. С. & Швец, А. В. (2025). ВЛИЯНИЕ МИОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА НА КОРРЕКЦИЮ ДИСФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (1), 202. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-1-77-202-213
Список литературы
1.
1. Савенко, Е. Т., Бабиева, Н. С., Адмакин, О. И., Морозова, Н. С., и Геча, В. В. (2023). Проблемы междисциплинарного подхода в лечении миофункциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Вестник Московской международной академии, 2, 99–102. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-mezhdistsiplinarnogo-podhoda-v-lecheniimiofunktsionalnyh-narusheniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
2.
2. Ларина, Е. А., и Гаркуша, Н. В. (2021). Междисциплинарное синдромальное описание структуры дефекта у детей со стертой дизартрией. Специальное образование, 3(63), 153–163. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnoe-sindromalnoeopisanie-struktury-defekta-u-detey-so-stertoy-dizartriey
3.
3. Шохамбекова, А. С., и Оразаева, Г. С. (2019). Междисциплинарные связи специалистов в обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы. Вестник КазНацЖенПУ, 3, 247–256. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnye-svyazi-spetsialistov-v-obuchenii-detey-sosobymi-
obrazovatelnymi-potrebnostyami-v-usloviyah
4.
4. Alkilzy, M., Shaaban, A., Altinawi, M., & Splieth, Ch. H. (2007). Epidemiology and aetiology of malocclusion Among Syrian paediatric patients. Eur J Paediatr Dent, 8(3), 131–135.
5.
5. Леонтьева, В. К., и Кисельникова, Л. П. (2017). Национальное руководство. Детская терапевтическая стоматология. Москва: ГЭОТАР-Медиа. 950 с.
6.
6. Stahl, F., Grabowski, R., Gaebel, M., & Kundt, G. (2007). Relationship between occlusal findings and orofacial myofunctional status in primary and mixed dentition. Part II: Prevalence of orofacial dysfunctions. J Orofac Orthop, 68(2), 74–90.
7.
7. Садуллаев, М. Ш., Савкина, А. А., Кречетова, О. С., Лазарева, Е. С., и Усачев, В. В. (2022). Зубочелюстные аномалии у детей. Вестник медицинского института «Реавиз»: реабилитация, врач и здоровье, 2(56), 331–332. Special Issue. https://cyberleninka.ru/article/n/zubochelyustnye-anomalii-u-detey
8.
8. Суслова, О. В., Желизняк, Н. А., Стеценко, Д. В., Кордонец, Е. Л., и Анисимов, М. В. (2019). Аномалии зубных рядов в структуре зубочелюстных аномалий у детей 7–18 лет. Вестник стоматологии, 1(106), 57–59. https://cyberleninka.ru/article/n/anomalii-zubnyh-ryadov-v-strukture-zubochelyustnyh-anomaliy-u-detey-7-18-let
9.
9. Асанова, М. К., Полещук, О. Ю., Каладзе, К. Н., и Тымченко, С. Л. (2020). Взаимосвязь зубочелюстных аномалий и речевых нарушений у детей. Научный вестник Крыма, 6(29), 1–7. https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-zubochelyustnyhanomaliy-i-rechevyh-narusheniy-u-detey
10.
10. Малкова, Е. Е., и Машнина, Е. М. (2019). Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного
взаимодействия специалистов. Педиатр, 1, 118–122. https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-kriteriev-narusheniya-rechi-u-sovremennyh-doshkolnikov-v-aspektemezhdistsiplinarnogo-vzaimodeystviya
11.
11. Мью, Д. (2018). Мальокклюзия зубов: ортотропический подход. Москва: Таркомм. 256 с.