Авторы
- Калинина Юлия Владиславовна
Аннотация
Актуальность исследования в статье обусловлена одной из доминирующих тенденций в сфере современного медицинского образования — переходом от модели непрерывного медицинского образования (НМО) к модели непрерывного профессионального развития (НПР). Этот переход можно наблюдать сейчас в сфере стоматологического образования. Модель строится на применении новейших образовательных технологий, включая наукоемкий педагогический компонент, в сочетании с личностно ориентированными научно-образовательными траекториями будущего профессионала высокой квалификации. Как показывает методологически выверенный анализ опыта внедрения НПР, включая рассмотрение педагогического компонента в его рамках, это понятие отражает многообразие ролей, которые приходится брать на себя и современным клиническим врачам, и врачам-исследователям, в том числе стоматологам и челюстно-лицевым хирургам. Отмечено, что исторически целостная модель НМО зародилась в Германии и США в начале XX века, хотя ее креативные элементы уже проявлялись в медицинском образовании Российской империи и СССР, а контуры модели НПР начали оформляться к концу XX века. НПР для высококвалифицированного стоматолога или челюстно-лицевого хирурга в современных условиях — это та образовательная среда, в рамках которой высококвалифицированные специалисты развивают свои знания и навыки, аккумулируют опыт и понимание. Современное состояние и перспективы развития НПР послужили точкой отсчета в организации подготовки в РФ высококвалифицированных стоматологов и челюстно-лицевых хирургов. С этой целью в 2023–2024 годах в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии впервые были проведены в означенном ракурсе пилотные эмпирические исследования среди разных категорий обучающихся.
Как ссылаться
Калинина, Ю. В. (2025). ПЕРЕХОД К МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВРАЧЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 19 (3), 109. https://doi.org/10.24412/2076-9121-2025-3-109-122
Список литературы
1.
1. Калинина, Ю. В. (2024). Восхождение к мастерству. Становление и развитие последипломного стоматологического образования в России XIX–XXI веков. Монография. М: Знание-М, 2024. 226 с.
2.
2. Петрусевич, П. Ю. (2023). Гуманистическая образовательная среда как актуальная задача времени. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2, 144–161.
3.
3. Grant, J., & Stanton F. (1999). The Effectiveness of Continuing Professional Development. Association for the Study of Medical Education. London, 39 p.
4.
4. Knowles, M. S., Smith, D., Ma, T., & Qi, S. (1984). Andragogy in action: Applying modern principles of adult education. San Francisco: Jossey-Bass. 444 p.
5.
5. Мошетова, Л. К., Сычев, Д. А., Заплатников, А. Л., Захарова, И. Н., Колосницына, М. Г., и Власова, М. В. (2019). Непрерывное профессиональное развитие врачей: факторы мотивации и экономические аспекты. РМЖ. Медицинское обозрение, 3, 3–6.
6.
6. Мухина, Т. Г., Копосов, Е. В., и Бородачев, В. В. (2013). История и перспективы развития отечественной системы дополнительного профессионального образования в условиях высшей школы. Нижний Новгород: ННГАСУ. 37 с.
7.
7. Dalwood, N., Bowles, K. A., Williams, C. et al. (2020). Continued professional development: a systematic review of effectiveness. BMC Medical Education, 20, 438. https://doi.org/10.1186/s12909-020-02323-1
8.
8. Аншу, Т. С. (2017). Непрерывное профессиональное развитие врачей. https://typeset.io/papers/continuing-professional-development-of-doctors-5frlt08mnf?-citation_has_pdf
9.
9. Резников, А. (2019). Система непрерывного медицинского образования в Германии. West Kazakhstan Medical Journal, 61(3), 189–193.
10.
10. Кочубей, В. В. (2017). Непрерывное медицинское образование пластического хирурга в Великобритании. Московский хирургический журнал, 1(53), 56–59.
11.
11. Калинина, Ю. В. (2024б). Непрерывное профессиональное развитие и саморазвитие личности специалистов-стоматологов и челюстно-лицевых хирургов. Педагогика и просвещение, 2, 3–15. https://doi.org/10.7256/2454-0676.2024.2.70199
12.
12. Алисов, Е. А., и Подымова, Л. С. (2021). История развития образовательных моделей и технологий. М.: Директмедиа Паблишинг, 352 с.
13.
13. Карамурзов, Б. С. (2004). Информационное обеспечение непрерывного профессионального образования в университетском комплексе. Нальчик: Изд-во КБГУ. 433 с.
14.
14. Пашков, К. А. (2011). Зубоврачевание и стоматология в России: основные этапы и направления развития (IX–XX век). Монография. Под ред. А. В. Тополянского. 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Центр инновационных технологий. 304 с.
15.
15. Шамова, Т. И. (2004). Система последипломного образования руководителей образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы. Педагогическое образование и наука, 3, 3–9.
16.
16. Калинина, Ю. В. (2024а) История отечественного стоматологического образования: научно-педагогические подходы и образовательные практики. Высшее образование сегодня, 3, 106–112.
17.
17. Miller, G. E. (1990). The assessment of clinical skills /competence/ performance. Academia Medical, 65(9), 63–67. https://doi.org/10.1097/00001888-199009000-00045.
18.
18. Реморенко, И. М. (2010). Стратегическое развитие высшего образования в России. В Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36283
19.
19. Макаренко, А. С. (2018) Подготовка педагога в условиях модернизации образования. В Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. Материалы Междунар. научно-практ. конф., посвященной 130-летию Макаренко, 2, 38−45.

