Главная Выпуски 2018, №3 (45)

Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрастах: возрастные различия и возможности развития

Психология , УДК: 159.922.7

Авторы

  • Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, веду- щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: olgablues@gmail.com
  • Копасовская Софья Константиновна магистрант МГПУ. E-mail: kopasof@gmail.com
  • Цюпко Галина Максимовна педагог Курчатовской школы г. Москвы. E-mail: goldenberry05@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются разные аспекты оперирования противоположностя­ми — умение устанавливать отношения противоположности и диалектическое дейст­вие опосредствования противоположностей. Приводятся результаты эмпирического исследования, в котором анализировались взаимосвязи этих двух параметров у стар­ших дошкольников и младших школьников, возрастные отличия этих двух групп, а также возможности амплификации диалектического мышления и циклических представлений в ходе формирующего эксперимента.

Как ссылаться

Шиян, О. А., Копасовская, С. К. & Цюпко, Г. М. (2018). Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрастах: возрастные различия и возможности развития Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №3 (45),
Список литературы
1. Баркер В. Влияние дошкольного образования на детское развитие: результа­ты лонгитюдного исследования «Условия эффективного дошкольного, начального и среднего образования» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 28-37.
2. Белолуцкая А.К. Анализ особенностей диалектических структур мышле­ния детей и взрослых: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2006. 21 с.
3. Белолуцкая А.К. Особенности взаимосвязи диалектического мышления, проблематизации и надситуативно-преобразовательных решений проблемных ситуаций у старших дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 4. С. 14-25.
4. Белолуцкая А.К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 44-54.
5. Галимов О.Р. Развитие диалектического мышления детей дошкольного воз­раста на занятиях по ознакомлению с физическими явлениями: дис. ... канд. психол. наук. М., МПГУ, 1992. 211 с.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
7. Веракса Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Фило­логия и культура. 2013. № 3. С. 303-312.
8. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологи­ческого анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000. № 1. С. 34-43.
9. Веракса Н.Е., Зададаев С.А., Сенюкова З.В. Циклические представления и раз­витие диалектической структуры мышления дошкольников // Вестник МГПУ. 2017. № 1 (39). С. 45-54.
10. 10. Веракса Н.Е., Кудрявцев В.Т. Диалектика развивающегося познания: мышле­ние и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. 2014. № 20 (142). С. 37-62.
11. 11. Диалектическое обучение / под ред. И.Б. Шияна. М.: Эврика, 2005. 272 с.
12. 12. Зинурова Р.Р. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995. 216 с.
13. 13. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Поли­тиздат, 1984. 320 с.
14. 14. Кондакова Н.Н. Особенности понимания физического взаимодействия детьми дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1996. 263 с.
15. 15. Крашенинников Е.Е., Белолуцкая А.К., Воробьева Е.В., Воробьева И.И., Горо­хов С.В., Шиян И.Б. Диагностика диалектического мышления: учебно-методическое пособие / отв. ред. Е.Е. Крашенинников. М.: МГПУ, 2013. С. 5-44.
16. 16. Крашенинников Е.Е. Психологические взгляды Фомы Аквинского: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М.: МПГУ, 2002. 16 с.
17. 17. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. M.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
18. 18. Оруджев З.М. Формально-логическое и диалектическое противоречие. Различие структур // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. С. 86-87.
19. 19. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошколь­ного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., МПГУ, 2000. 23 с.
20. 20. Чикирева Э.Ю. Психологические условия развития обучаемости в детском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ, 1998. 174 с.
21. 21. Шиян И.Б. Диалектическое мышление и представление о возможностях ситуа­ции у детей старшего дошкольного возраста // Филология и культура. 2013. № 3.
22. С. 329-332.
23. 22. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как дети отражают процессы развития в мире? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 9. С. 36-45.
24. 23. Шиян О.А., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. № 10. С. 46-55.
25. 24. Шиян О.А., Бочкина Е.В., Крашенинникова Е.В. Как развивать циклические представления у дошкольников? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 2. С. 22-33.
26. 25. Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б., Катаева М.К., Козлова О.А., Перфи-лова М.А., Оськина Ю.О. Понимание процессов развития как путь развития твор­ческого мышления у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория
27. и практика. 2017. № 6. С. 46-57.
28. 26. Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 7. С. 58-69.
29. 27. Basseches M. The Development of Dialectical Thinking As An Approach to Integra­tion // Integral review. 2005. № 1. P. 47-63.
30. 28. Laske O. Laske's Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar's Four Moments of Dialectic to Reshaping Cogni­tive Development as a Social Practice // Integral review. 2015. № 11. P. 72-92.
31. 29. Peng K., Nisbet R.E. Culture, Dialectics, and Reasoning. About Contradiction // American Psychologist. 1999. Vol. 54. № 9. P. 741-754.
32. 30. Riegel K.F. Dialectic operation: the final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16. P. 346-370.
33. 31. Shannon N. What can IDM offer the Integral Movement? Reflections on the Second ITC Conference. CA, USA, 2010.
34. 32. Sylva K., Melhuish E., Sammons P., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The Effective Provision of Pre-School Education (EPPE Project). Technical Paper 12. London: Depart­ment for Education / Institute of Education, University of London, 2004.
35. 33. Sylva K., Melhuish E.C., Sammons P., Siraj I. and Taggart B. with Smees R., Toth K. & Welcomme W. Effective Pre-school, Primary and Secondary Education 3-16 Project (EPPSE 3-16) Students' educational and developmental outcomes at age 16 Department for Education Research Report RR354. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ioe.ac.uk/ ResearchHome/16-Influences-Students-GCSE-Attainment-Progress-RR.pdf.
36. 34. Shiyan O.A., Shiyan I.B., Bochkina E.V. Development of cyclic representations of senior preschoolers// Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2016. № 233. P. 274.
Скачать файл .pdf 680.29 кб