Авторы
- Веракса Николай Евгеньевич доктор психологических наук, профессор, научный руководитель научного направления Института изучения детства семьи и воспитания РАО, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Е-mail: neveraksa@gmail.com
- Тарасова Кристина Сергеевна кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: christinap@bk.ru
- Туребаев Дастан Арыстанович аспирант Московского педагогическо- го государственного университета. E-mail: dastan.turebaev@mail.ru
Аннотация
В статье рассматривается связь диалектического мышления дошкольников с особенностями мыслительных образов, с помощью которых дети интерпретируют окружающую действительность. В работах ряда авторов говорится о трех формах образной репрезентации: знаковой, диалектической и символической. Для их изучения был разработан диагностический инструментарий, позволяющий оценить возможность использования мыслительных образов в качестве средств анализа различных ситуаций, — методика «Ситуации».
Как ссылаться
Веракса, Н. Е., Тарасова, К. С. & Туребаев, Д. А. (2019). Диалектическое мышление и мыслительные образы у детей дошкольного возраста Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (50), 75-82. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.50.4.06
Список литературы
1.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977. 413 с.
2.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. М.: Академия, 2006. Т. 1. 448 с.
3.
Веракса А.Н. Символ и знак: диалектика символического познания // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 51-58.
4.
Веракса Н.Е. Репрезентация объективных ситуаций детьми дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 110-119.
5.
Веракса Н.Е., Туребаев Д.А. Роль компонентов формального и диалектического мышления в становлении субъектности дошкольников // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27, вып. 4. С. 428-436.
6.
Веракса Н.Е., Туребаев Д.А. Эмпирическое исследование развития субъектности детей дошкольного возраста в контексте репрезентации нормативных, преобразующих и неопределенных ситуаций // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. Вып. 1 (2). С. 575-587.
7.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов. М.: Университет, 1999. 332 с.
8.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 659 с.
9.
Пиаже Ж., ИнельдерБ. Генезис элементарных логических структур. М., 1963. 448 с.
10.
10. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общ. ред. О.Е. Мухордовой, Т.В. Шрейбер. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2011. 70 с.
11.
11. Ричардсон Д.Т. Мысленные образы. Когнитивный подход: учеб. пособие. М.: Когито-Центр, 2006. 175 с.
12.
12. Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. Тула: Приокское кн. изд-во, 1993. 264 с.
13.
13. Bara B.G. Cognitive pragmatics: The mental processes of communication. Cambridge: MIT Press, 2010. 320 p.
14.
14. Coopmans C. Representation in Scientific Practice Revisited / C. Coopmans, J. Vertesi, M. Lynch, S. Woolgar. Cambridge (Mas). L.: The MIT Press, 2014. 366 p.
15.
15. Dorothee A., Joachim F. Dealing with the uncertainties of climate engineering: Warnings from a psychological complex problem solving // Perspective Technology in Society. 2013. № 35. P. 32-40.
16.
16. Li-Yuan Wu. diildren's play and symbolic representation // Review of Global Management and Service Science. 2013. Vol. 3. P. 7-14.
17.
17. Milenkova V. Awards defining media socialization as a basis for digital society // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2018. Vol. 6. № 2. P. 21-30.
18.
18. Piaget J. The Origins of Intelligence in Children. New York: International University Press, 1952. 419 p.
19.
19. Royse J.R. Cognition and knowledge: Psychologikal epistomologi // Carter-ette E., Fridman M. Handbook of Perseption. V. l. N.Y.: Acad.Press, 1974. P. 149-176.
20.
20. Vigo R. Complexity over Uncertainty in Generalized Representational Information Theory (GRIT): A Structure-Sensitive General Theory of Information // Information. 2013. № 4. P. 1-30.