Авторы
- Легостаев Богдан Леонидович заместитель директора Московского центра качества образования. E-mail: LegostaevBL@edu.mos.ru
Аннотация
Статья посвящена проблемам изменения содержания и функций оценочной деятельности педагога в условиях использования технологий виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности. В статье дается краткая характеристика научной историографии проблемы педагогической оценки и оценочной деятельности. Также рассматриваются виды и типы педагогической оценки, анализируются изменения, которые она претерпевает в ситуации использования технологий дополненной реальности, и приводятся перспективы совершенствования педагогического оценивания за счет увеличения количества параметров образовательной деятельности обучающегося, на основании измерения которых производится оценка.
Как ссылаться
Легостаев, Б. Л. (2020). Изменение оценочной деятельности педагога в условиях использования технологий виртуальной и дополненной реальности Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №2 (52), 28-37. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.03
Список литературы
1.
Амонашвили Ш. А. Сущность оценки и отметки // МНКО. 2007. № 2. С. 77-79.
2.
Амонашвили Ш. А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. М., 1985. 494 с.
3.
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психол. труды: в 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 133-161.
4.
Байкова Л. А. Влияние педагогической оценки на формирование самооценки старшего подростка в процессе нравственного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. 20 с.
5.
Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов / отв. ред. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1968. 526 с.
6.
Вершинина Т. В. Педагогическая оценка поступков младших школьников как средство их нравственного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 26 с.
7.
Воропаев М. В. Виртуальные и смешанные реальности и воспитание // Педагогика. 2011. № 5. С. 45-51.
8.
Воропаев М. В. Социализация в сфере информационно-коммуникативных технологий // Вопросы воспитания. 2010. № 1. С. 79.
9.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. 238 с.
10.
10. Горбунова О. Ф. Профессиональная подготовка педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.
11.
11. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 1971. 198 с.
12.
12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. С. 144-157.
13.
13. Енжевская М. В. Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // ЧиО. 2010. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kontrolno-otsenochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-bezotmetochnoy-sistemy (дата обращения: 09.02.2020).
14.
14. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: кн. для учителей и родителей. М., 1990. 256 с.
15.
15. Землянская Е. Н. Безотметочное оценивание образовательных достижений в начальной школе // Наука и школа. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ bezotmetochnoe-otsenivanie-obrazovatelnyh-dostizhenii-v-nachalnoi-shkole (дата обращения: 09.02.2020).
16.
16. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
17.
17. Керер О. П. Совершенствование оценочной деятельности преподавателей среднего профессионального образования на основе индикаторов качества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 24 с.
18.
18. Козлов И. Ф., Коротов В. М., Лихачев Б. Т., Гордин Л. Ю. Методика воспитательного процесса: лекции по педагогике / под общ. ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1969. 336 с.
19.
19. Михайлычев Е. А. Концептуальная педагогическая диагностика: становление, достижения, проблемы и перспективы развития. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007. 193 с.
20.
20. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
21.
21. Педагогика: учебник для пед. ин-тов / под ред. И. А. Каирова (гл. ред.) [и др.]. М.: Учпедгиз, 1956. 436 с.
22.
22. Поликарпова В. В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 21 с.
23.
23. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы стимулирования и методологии исследования советской школы. Йошкар-Ола, 1972. 196 с.
24.
24. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьников на самооценку и на оценку другими людьми: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1970. 19 с.
25.
25. Селезнев Н. В. Роль педагогической оценки в формировании отношений учителя с классом. Кишинев: Лумина, 1976. 11 с.
26.
26. Субботко А. Н. Формирование у будущего учителя системы оценочной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 2006. 22 с.
27.
27. Сухомлинский В. А. Отношение к истине // Юность. 1972. № 4. С. 93.
28.
28. Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе. Киев, 1968. 286 с.
29.
29. Черепанова Т. Б., Швабауэр О. А. Оценивание как педагогическая технология в фокусе образовательных трендов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-v-fokuse-obrazovatelnyh-trendov (дата обращения: 16.02.2020).
30.
30. Balog A., Pribeanu C. The role of perceived Enjoyment in the students acceptance of an augmented reality teaching platform: A structural equation modeling approach // Studies in Informatics and Control. 2010. № 19 (3). P. 319-330.
31.
31. Chen Y.-C. A study of comparing the use of augmented reality and physical models in chemistry education // Proceedings of the 2006 ACM international conference on Virtual reality continuum and its applications — VRCIA'06. New York: ACM Press, 2006.
32.
P. 369-372.
33.
32. Dionisio Correa A. G., Tahira A., Ribeir J. B. at el. Development of an interactive book with Augmented Reality for mobile learning // Proceedings of the Iberian conference on information systems and technologies. Lisboa, 2013. P. 1-7.
34.
33. Dunleavy M., Dede C. Augmented reality teaching and learning // Handbook of research on educational communications and technology. New York: Springer, 2014. P. 735-745.
35.
34. Kamarainen A. M., Metcalf S., Grotzer T. at el. EcoMOBILE: Integrating augmented reality and probeware with environmental education field trips // Computers & Education. 2013. № 68 (1). P. 545-556.
36.
35. Kaufmann H., Schmalstieg D. Mathematics and geometry education with collaborative augmented reality // Computers & Graphics. 2003. № 27 (3). P. 339-345.
37.
36. Lehmann S. E. TaleBlazer: Implementing a multiplayer server for location-based augmented reality games. Cambridge: MIT, 2013. 59 p.
38.
37. Martin J., Dikkers S., Squire K., Gagnon D. Participatory scaling through augmented reality learning through local games // TechTrends. 2014. № 58 (1). P. 35-41.
39.
38. Perez-Sanagustin M., Hernandez-Leo D. at el. Augmenting reality and formality of informal and non-formal settings to enhance blended learning // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2014. № 7 (2). P. 118-131.