Главная Выпуски №2 (52)

Изменение оценочной деятельности педагога в условиях использования технологий виртуальной и дополненной реальности

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 371.26 DOI: 10.25688/2076-9121.2020.52.2.03

Авторы

  • Легостаев Богдан Леонидович заместитель директора Московского центра качества образования. E-mail: LegostaevBL@edu.mos.ru

Аннотация

Статья посвящена проблемам изменения содержания и функций оценоч­ной деятельности педагога в условиях использования технологий виртуаль­ной (VR) и дополненной (AR) реальности. В статье дается краткая характе­ристика научной историографии проблемы педагогической оценки и оценочной деятельности. Также рассматриваются виды и типы педагогической оценки, ана­лизируются изменения, которые она претерпевает в ситуации использования тех­нологий дополненной реальности, и приводятся перспективы совершенствования педагогического оценивания за счет увеличения количества параметров образова­тельной деятельности обучающегося, на основании измерения которых производится оценка.

Как ссылаться

Легостаев, Б. Л. (2020). Изменение оценочной деятельности педагога в условиях использования технологий виртуальной и дополненной реальности Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №2 (52), 28-37. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.03
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Сущность оценки и отметки // МНКО. 2007. № 2. С. 77-79.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. М., 1985. 494 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избранные психол. труды: в 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 133-161.
4. Байкова Л. А. Влияние педагогической оценки на формирование самооценки старшего подростка в процессе нравственного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. 20 с.
5. Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П., Королев Ф. Ф. Педагогика: учеб. пособие для пед. ин-тов / отв. ред. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1968. 526 с.
6. Вершинина Т. В. Педагогическая оценка поступков младших школьников как средство их нравственного воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 26 с.
7. Воропаев М. В. Виртуальные и смешанные реальности и воспитание // Педа­гогика. 2011. № 5. С. 45-51.
8. Воропаев М. В. Социализация в сфере информационно-коммуникативных технологий // Вопросы воспитания. 2010. № 1. С. 79.
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1995. 238 с.
10. 10. Горбунова О. Ф. Профессиональная подготовка педагога к оценочной дея­тельности в процессе воспитания школьника: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 16 с.
11. 11. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика, 1971. 198 с.
12. 12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретическо­го и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. С. 144-157.
13. 13. Енжевская М. В. Формирование контрольно-оценочной деятельности млад­ших школьников в условиях безотметочной системы // ЧиО. 2010. № 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kontrolno-otsenochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-bezotmetochnoy-sistemy (дата обращения: 09.02.2020).
14. 14. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни: Беседы психолога: кн. для учителей и родителей. М., 1990. 256 с.
15. 15. Землянская Е. Н. Безотметочное оценивание образовательных достижений в начальной школе // Наука и школа. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ bezotmetochnoe-otsenivanie-obrazovatelnyh-dostizhenii-v-nachalnoi-shkole (дата обра­щения: 09.02.2020).
16. 16. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
17. 17. Керер О. П. Совершенствование оценочной деятельности преподавателей среднего профессионального образования на основе индикаторов качества: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 24 с.
18. 18. Козлов И. Ф., Коротов В. М., Лихачев Б. Т., Гордин Л. Ю. Методика воспита­тельного процесса: лекции по педагогике / под общ. ред. В. М. Коротова. М.: Просве­щение, 1969. 336 с.
19. 19. Михайлычев Е. А. Концептуальная педагогическая диагностика: становление, достижения, проблемы и перспективы развития. Таганрог: Изд-во Таганрогского гос. пед. ин-та, 2007. 193 с.
20. 20. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
21. 21. Педагогика: учебник для пед. ин-тов / под ред. И. А. Каирова (гл. ред.) [и др.]. М.: Учпедгиз, 1956. 436 с.
22. 22. Поликарпова В. В. Развитие оценочной деятельности учителя в процессе его профессионального становления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 21 с.
23. 23. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы стимулирования и методологии исследования советской школы. Йошкар-Ола, 1972. 196 с.
24. 24. Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьни­ков на самооценку и на оценку другими людьми: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1970. 19 с.
25. 25. Селезнев Н. В. Роль педагогической оценки в формировании отношений учите­ля с классом. Кишинев: Лумина, 1976. 11 с.
26. 26. Субботко А. Н. Формирование у будущего учителя системы оценочной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 2006. 22 с.
27. 27. Сухомлинский В. А. Отношение к истине // Юность. 1972. № 4. С. 93.
28. 28. Сухомлинский В. А. Воспитание личности в советской школе. Киев, 1968. 286 с.
29. 29. Черепанова Т. Б., Швабауэр О. А. Оценивание как педагогическая техно­логия в фокусе образовательных трендов // Вестник Омского государственного пе­дагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenivanie-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-v-fokuse-obrazovatelnyh-trendov (дата обращения: 16.02.2020).
30. 30. Balog A., Pribeanu C. The role of perceived Enjoyment in the students acceptance of an augmented reality teaching platform: A structural equation modeling approach // Studies in Informatics and Control. 2010. № 19 (3). P. 319-330.
31. 31. Chen Y.-C. A study of comparing the use of augmented reality and physical models in chemistry education // Proceedings of the 2006 ACM international conference on Vir­tual reality continuum and its applications — VRCIA'06. New York: ACM Press, 2006.
32. P. 369-372.
33. 32. Dionisio Correa A. G., Tahira A., Ribeir J. B. at el. Development of an interactive book with Augmented Reality for mobile learning // Proceedings of the Iberian conference on information systems and technologies. Lisboa, 2013. P. 1-7.
34. 33. Dunleavy M., Dede C. Augmented reality teaching and learning // Handbook of research on educational communications and technology. New York: Springer, 2014. P. 735-745.
35. 34. Kamarainen A. M., Metcalf S., Grotzer T. at el. EcoMOBILE: Integrating augmen­ted reality and probeware with environmental education field trips // Computers & Educa­tion. 2013. № 68 (1). P. 545-556.
36. 35. Kaufmann H., Schmalstieg D. Mathematics and geometry education with collabora­tive augmented reality // Computers & Graphics. 2003. № 27 (3). P. 339-345.
37. 36. Lehmann S. E. TaleBlazer: Implementing a multiplayer server for location-based augmented reality games. Cambridge: MIT, 2013. 59 p.
38. 37. Martin J., Dikkers S., Squire K., Gagnon D. Participatory scaling through augmen­ted reality learning through local games // TechTrends. 2014. № 58 (1). P. 35-41.
39. 38. Perez-Sanagustin M., Hernandez-Leo D. at el. Augmenting reality and formality of informal and non-formal settings to enhance blended learning // IEEE Transactions on Learning Technologies. 2014. № 7 (2). P. 118-131.
Скачать файл .pdf 305.88 кб