Главная Выпуски №4 (54)

Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования

Психология , УДК: 159.922.7 DOI: 10.25688/2076-9121.2020.54.4.05

Авторы

  • Поставнев Владимир Михайлович кандидат психологических наук, доцент, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования МГПУ. Е-mail: vpostavnev@mail.ru
  • Поставнева Ирина Васильевна кандидат психологических наук, доцент, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования МГПУ. Е-mail: postavnevaiv@yandex.ru
  • Двойнин Алексей Михайлович кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образо- вания МГПУ. E-mail: alexdvoinnin@mail.ru
  • Романова Марина Александровна доктор психологических наук, доцент, профессор департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ. ORCID: 0000-0001-6958-6693 E-mail: RomanovaM@mgpu.ru

Аннотация

В статье представлены теоретические основания разработки концепции выявле­ния общих и частных когнитивных способностей. Приведено обоснование предикто­ров и модели академической успешности ребенка, определены принципы, критерии, показатели и методики. В структуре академической успешности младших школьников выделяется объективный и субъективный аспекты. Дано описание ожидаемых обра­зовательных результатов выявления предикторов академической успешности ребенка на ранних этапах образования.

Как ссылаться

Поставнев, В. М., Поставнева, И. В., Двойнин, А. М. & Романова, М. А. (2020). Общие и частные когнитивные способности как предикторы академической успешности ребенка на ранних этапах образования Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (54), 64-73. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.54.4.05
Список литературы
1. Дружинин В. Н. Психология способностей: избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007. 541 с.
2. Малых С. Б., Тихомирова Т. Н., Ковас Ю. В. Индивидуальные различия в способностях к обучению: возможности и перспективы психогенетических исследований // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 186-199.
3. Равич-Щербо И. В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопро­сы психологии. 1996. № 2. С. 42-53.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
5. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник. М.: Юрайт, 2019. 334 с.
6. Савенков А. И., Айгунова О. А., Кривова Т. А., Павленко Т. А., Полковникова Н.Б., Савенкова Т. Д. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка как факторов формирования учебной успешности на этапе перехода из детского сада в начальную школу: монография / науч. ред. А. И. Савенков. М.: Перо, 2017. 127 с.
7. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 146 с.
8. Стернберг Р. Дж., Форсайт Дж. Б, Хедланд Дж. Практический интеллект / под общ. ред. Р. Д. Стернберга; пер. с англ. К. А. Щукиной, Ю. А. Буткевич. СПб.:
9. Питер, 2002. 272 с.
10. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Избранные труды: в 2 т. М.: Педа­гогика, 1985. Т. 1. С. 15-41.
11. 10. Тихомирова Т. Н. Когнитивные основы индивидуальных различий в академической успешности: структурно-функциональная модель: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2016. 50 с.
12. 11. Тихомирова Т. Н., Малых С. Б., Тосто М. Г., Ковас Ю. В. Когнитивные характеристики и успешность в решении математических заданий в старшем школьном возрасте: кросскультурный анализ // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 41-53.
13. 12. Lubart T. I., Holling H., Ushakov D. V. Introduction to the special issue «intelligence, creativity and giftedness» // Learning and Individual Differences. 2016. T. 52. P. 120.
Скачать файл .pdf 387.18 кб