Авторы
- Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, веду- щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: olgablues@gmail.com
Аннотация
В статье анализируется способность детей дошкольного возраста понимать диалектические структуры сказки. В исследовании показано, что в процессе клинической беседы с использованием таких средств, как наглядная модель и диалектическая схема, можно выявить зону ближайшего развития диалектического мышления дошкольников. Автор делает вывод о том, что сказка является ресурсом развития диалектического мышления, который может быть полноценно освоен при условии особого проблематизирующего диалога ребенка и взрослого
Как ссылаться
Шиян, О. А. (2016). Диалектические структуры сказки в зоне ближайшего развития ребенка Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2016, №1 (35),
Список литературы
1.
1. Баянова Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995.
2.
2. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. 2011. № 2. С. 50-58.
3.
3. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000. № 1. С. 34-43.
4.
4. Beрaкca H.E. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
5.
5. Beрaкca Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Филология и культура. 2013. № 3 (33) С. 303-312.
6.
6. ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа. М., 1987.
7.
7. Диалектическая психология / AK. Белолуцкая, Е.В. Воробьева, Е.В. Гляде-шина, С.В. Горохов, И.И. Дубинина, Е.Е. Крашенинников; под ред. Е.Е. Крашенинникова. Уфа, 2005. 116 с.
8.
8. Зинурова P.P. Диалектическая наглядная схема как средство мышления дошкольников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1995. 17 с.
9.
9. Иванов Bяч. Be Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. 298 с.
10.
10. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
11.
11. Пропп B.H. Морфология «волшебной» сказки. М.: Лабиринт, 1998.
12.
12. Пузырей A.A. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005.
13.
13. Структура волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Новик, Д.М. Сегал, М.: РГГУ, 2001.
14.
14. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 57-65.
15.
15. Шиян O.A. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа: до и после. 2012. № 9. С. 1-5.
16.
16. Шиян O.A. Диалектическая задача для дошкольников // Современное дошкольное образование. 2009. № 4. С. 25-30.
17.
17. Шопина Ж.П. Психологические закономерности формирования и актуализации зоны ближайшего развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2002.