Главная Выпуски 2016, №1 (35)

Диалектические структуры сказки в зоне ближайшего развития ребенка

Психология

Авторы

  • Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, веду- щий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. E-mail: olgablues@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется способность детей дошкольного возраста понимать диа­лектические структуры сказки. В исследовании показано, что в процессе клиниче­ской беседы с использованием таких средств, как наглядная модель и диалектиче­ская схема, можно выявить зону ближайшего развития диалектического мышления дошкольников. Автор делает вывод о том, что сказка является ресурсом развития диалектического мышления, который может быть полноценно освоен при условии особого проблематизирующего диалога ребенка и взрослого

Как ссылаться

Шиян, О. А. (2016). Диалектические структуры сказки в зоне ближайшего развития ребенка Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2016, №1 (35),
Список литературы
1. 1. Баянова Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника: дис. ... канд. психол. наук. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995.
2. 2. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного опери­рования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Баш­кирии. 2011. № 2. С. 50-58.
3. 3. Веракса Н.Е., Зададаев С.А. Структурно-диалектический метод психологи­ческого анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л.С. Выготского. 2000. № 1. С. 34-43.
4. 4. Beрaкca H.E. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
5. 5. Beрaкca Н.Е. Структурные особенности диалектического мышления // Фило­логия и культура. 2013. № 3 (33) С. 303-312.
6. 6. ГолосовкерЯ.Э. Логика мифа. М., 1987.
7. 7. Диалектическая психология / AK. Белолуцкая, Е.В. Воробьева, Е.В. Гляде-шина, С.В. Горохов, И.И. Дубинина, Е.Е. Крашенинников; под ред. Е.Е. Крашенин­никова. Уфа, 2005. 116 с.
8. 8. Зинурова P.P. Диалектическая наглядная схема как средство мышления до­школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / МГУ им. М.В. Ломоносо­ва. М., 1995. 17 с.
9. 9. Иванов Bяч. Be Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. 298 с.
10. 10. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
11. 11. Пропп B.H. Морфология «волшебной» сказки. М.: Лабиринт, 1998.
12. 12. Пузырей A.A. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005.
13. 13. Структура волшебной сказки / Е.М. Мелетинский, С.Ю. Неклюдов, Е.С. Но­вик, Д.М. Сегал, М.: РГГУ, 2001.
14. 14. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышле­ния дошкольников // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 57-65.
15. 15. Шиян O.A. Наглядная схема как средство решения диалектических задач у дошкольников // Начальная школа: до и после. 2012. № 9. С. 1-5.
16. 16. Шиян O.A. Диалектическая задача для дошкольников // Современное до­школьное образование. 2009. № 4. С. 25-30.
17. 17. Шопина Ж.П. Психологические закономерности формирования и актуализа­ции зоны ближайшего развития: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2002.