Авторы
- Матюшкина Анна Алексеевна кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: aam_msu@mail.ru
- Пичугина Анна Олеговна студентка 3 курса факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: aopichugina@gmail.com
Аннотация
В работе представлено эмпирическое исследование процессов понимания и решения проблемных заданий художественного содержания с использованием методики регистрации движения глаз. Основная гипотеза исследования: разной глубине решения проблемного задания соответствуют различные зрительные стратегии. В исследовании показано, что глубина понимания смысла проблемного задания может выступать в качестве самостоятельного параметра для оценки успешности решения и продуктивного мышления. Он может быть зафиксирован в различиях глазодвигательной активности.
Как ссылаться
Матюшкина, А. А. & Пичугина, А. О. (2017). Глубина понимания проблемных заданий и особенности их решения (с использованием методики регистрации движения глаз) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2017, №2 (40),
Список литературы
1.
Альманах психологических тестов / сост. Р.Р. и С.А. Римские. М.: КСП, 1995. 400 с.
2.
Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Айтрекинг: методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике. М.: Когито-Центр, 2014. 410 с.
3.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / под общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
4.
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 380 с.
5.
Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 295-362.
6.
Гиппенрейтер Ю.Б. О движении человеческого глаза. М.: Изд-во Московского университета, 1978. 256 с.
7.
Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления: сб. переводов с немецкого и английского / под ред. и с вступ. статьей А.М. Матюш-кина. М.: Прогресс, 1965. С. 86-221.
8.
Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 608 с.
9.
Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.
10.
10. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Издательство Московского университета,
11.
1975.
12.
11. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. М.: КДУ, 2009. 190 с.
13.
12. Матюшкина А.А. Уровни решения проблемного задания как отражение глубины мышления // Вестник Московского университета. Сер. 14. 2015. № 3. С. 93-108.
14.
13. Матюшкина А.А., Жуковская Е.К. Условия актуализации интуиции в творческом решении // Вестник Московского университета. Сер. 14. 2014. № 2. С. 31-46.
15.
14. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 352 с.
16.
15. Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы Равена (компьютерный вариант). М.: Когито-Центр, 2014.
17.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
18.
17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2010. 160 с.
19.
18. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 272 с.
20.
19. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 166 с.