Главная Выпуски 2017, №2 (40)

Глубина понимания проблемных заданий и особенности их решения (с использованием методики регистрации движения глаз)

Психология

Авторы

  • Матюшкина Анна Алексеевна кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: aam_msu@mail.ru
  • Пичугина Анна Олеговна студентка 3 курса факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: aopichugina@gmail.com

Аннотация

В работе представлено эмпирическое исследование процессов понимания и ре­шения проблемных заданий художественного содержания с использованием методи­ки регистрации движения глаз. Основная гипотеза исследования: разной глубине ре­шения проблемного задания соответствуют различные зрительные стратегии. В ис­следовании показано, что глубина понимания смысла проблемного задания может выступать в качестве самостоятельного параметра для оценки успешности решения и продуктивного мышления. Он может быть зафиксирован в различиях глазодвига­тельной активности.

Как ссылаться

Матюшкина, А. А. & Пичугина, А. О. (2017). Глубина понимания проблемных заданий и особенности их решения (с использованием методики регистрации движения глаз) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2017, №2 (40),
Список литературы
1. Альманах психологических тестов / сост. Р.Р. и С.А. Римские. М.: КСП, 1995. 400 с.
2. Барабанщиков В.А., Жегалло А.В. Айтрекинг: методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике. М.: Когито-Центр, 2014. 410 с.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / под общ. ред. С.Ф. Гор­бова и В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 380 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. С. 295-362.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. О движении человеческого глаза. М.: Изд-во Московско­го университета, 1978. 256 с.
7. Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления: сб. переводов с немецкого и английского / под ред. и с вступ. статьей А.М. Матюш-кина. М.: Прогресс, 1965. С. 86-221.
8. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 608 с.
9. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. 448 с.
10. 10. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: Издательство Московского университета,
11. 1975.
12. 11. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблем­ных ситуаций. М.: КДУ, 2009. 190 с.
13. 12. Матюшкина А.А. Уровни решения проблемного задания как отражение глу­бины мышления // Вестник Московского университета. Сер. 14. 2015. № 3. С. 93-108.
14. 13. Матюшкина А.А., Жуковская Е.К. Условия актуализации интуиции в творче­ском решении // Вестник Московского университета. Сер. 14. 2014. № 2. С. 31-46.
15. 14. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960. 352 с.
16. 15. Равен Дж. Стандартные прогрессивные матрицы Равена (компьютерный вариант). М.: Когито-Центр, 2014.
17. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
18. 17. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2010. 160 с.
19. 18. Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие. М.: Изд-во Москов­ского университета, 1984. 272 с.
20. 19. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965. 166 с.