Авторы
- Окорочкова Наталия Валентиновна руководитель службы психолого-педагогического сопровождения школы № 1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника, старший методист, педагог-психолог, Москва. E-mail: psihologline1590@yandex.ru
- Цветков Иван Владимирович аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. E-mail: van.cvetkov@gmail.com
- Петровская Марина Владиславовна педагог-психолог службы психолого-педагогического сопровождения школы № 1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника, Москва. E-mail: psihologline1590@yandex.ru
- Коган Борис Михайлович доктор биологических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. E-mail: boris.kogan.49@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена проблеме психологического здоровья младших школьников, в частности, выделяется вопрос изучения школьной тревожности как одного из основополагающих факторов успешности в учебе, комфортного и благоприятного пребывания в образовательной среде. Основная идея состоит в различии образовательного процесса внутри начальной и средней школы, где отличается повседневный уклад школьной жизни у детей.
Как ссылаться
Окорочкова, Н. В., Цветков, И. В., Петровская, М. В. & Коган, Б. М. (2018). Изучение уровня тревожности школьников при переходе из начальной школы в среднюю Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №2 (44),
Список литературы
1.
Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях // Философия образования. 2015. № 3 (60). С. 14-22.
2.
Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. C. 16-21.
3.
Белобрыкина О.А., Бруско И.С. Тревожное состояние «человеческого фактора». Реальности школьного образования // Концепция философии образования и современная антропология: мат-лы Международного семинара. Новосибирск: ГЦРО, 2001. С. 84-89.
4.
Белобрыкина О.А., Бруско И.С. Школьная тревожность: причины и следствия // Аспирантский сборник НГПУ - 2001: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов / под ред. А.Ж. Жафярова, Т.И. Березиной, Е.И. Соловьевой и др. Ч. 1. Новосибирск: НГПУ, 2001. С. 114-120.
5.
Ведерко О.В., Данилова Н.Н., Гуляева Н.В., КоганБ.М., Лазарева Н.А., Онуфриев М.В. Эффекты информационного стресса у человека: соотношение биохимических параметров и сердечного ритма // Нейрохимия. 2003. Т. 20, № 1. С. 68-74.
6.
Вишневский В.А., Агаджанян Н.А., Марьяновский А.А., Гулин А.В. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и результаты учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза // Теория и практика физической культуры. 2011. № 6. С. 83-89.
7.
Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. С. 67-70.
8.
Гадельшина Т.Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011.
9.
Вып. 6. С. 161-164.
10.
Ермакова И.В. Эмоциональное состояние первоклассников и глюкокорти-коидная функция надпочечников // Школа здоровья. 2002. № 1. С. 49-55.
11.
10. Кулагин В.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина,
12.
1984. 216 с.
13.
11. Метелкина Т.Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 63-66
14.
12. Молочкова И.В. Диагностика школьной тревожности у первоклассников как средство профилактики дидактогенных неврозов // Семейная психология и семейная терапия. 1998.№ 4. С. 51-54.
15.
13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
16.
14. Chen Ji-Kang, Hsi-Sheng Wei. School violence, social support and psychological health among Taiwanese junior high school students // Child Abuse & Neglect. Volume 37. Issue 4. April 2013. P. 252-262.
17.
15. Chung M-S et al. A rapid screening test for depression in junior high school children // Journal of the Chinese Medical Association. Volume 74. Issue 8. August 2011.
18.
P. 363-368.
19.
16. Cri^ana C., Copacib I. (2014) The Relationship between Primary School Childrens' Test Anxiety and Academic Performance // Procedia — Social and Behavioral Sciences 180 (2015). P. 1584-1589.
20.
17. Elmelid A., Stickle A., Lindbla F., Schwab-Stone M., Ruchkin V. Depressive symptoms, anxiety and academic motivation in youth: Do schools and families make a difference? // Journal of Adolescence. Volume 45. December 2015. P. 174-182.
21.
18. Kolesnikova L., Dzyatkovskaya E., Rychkova L., Polyakov V. New Approaches to Identifying Children of Psychosomatic Disorders Risk Group // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Volume 214. 5 December 2015. P. 882-889.
22.
19. Mammarella Irene C., et al. Anxiety profiles and protective factors: A latent profile analysis in children. Personality and Individual Differences. Volume 124. 1 April 2018. P. 201-208.
23.
20. Neal S., Rice F., Ng-Knight T., Riglin L., Frederickson N. Frederickson Exploring the longitudinal association between interventions to support the transition to secondary school and child anxiety // Journal of Adolescence. Volume 50. July 2016. P. 31-43.
24.
21. Tan E.T., Goldberg W.A. Parental school involvement in relation to children's grades and adaptation to school. Journal of Applied evelopmental Psychology. Volume 30. Issue 4. July-August 2009. P. 442-453.
25.
22. Ticusan M. Shaping Anxiety at School Children Procedia // Social and Behavioral Sciences. Volume 159. 23 December 2014. P. 147-150.
26.
23. Vieno A., Lenzi M, Santinello M., Scacchi L. Sense of Community, Unfairness, and Psychosomatic Symptoms: A Multilevel Analysis of Italian Schools // Journal of Adolescent Health. Volume 53. Issue 1. July 2013. P. 142-145.