Главная Выпуски 2018, №2 (44)

Изучение уровня тревожности школьников при переходе из начальной школы в среднюю

Страницы молодых ученых , УДК: 37.015.3

Авторы

  • Окорочкова Наталия Валентиновна руководитель службы психолого-педагогического сопровождения школы № 1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника, старший методист, педагог-психолог, Москва. E-mail: psihologline1590@yandex.ru
  • Цветков Иван Владимирович аспирант кафедры клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. E-mail: van.cvetkov@gmail.com
  • Петровская Марина Владиславовна педагог-психолог службы психолого-педагогического сопровождения школы № 1590 им. Героя Советского Союза В.В. Колесника, Москва. E-mail: psihologline1590@yandex.ru
  • Коган Борис Михайлович доктор биологических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ, заведующий кафедрой клинической и специальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. E-mail: boris.kogan.49@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме психологического здоровья младших школьни­ков, в частности, выделяется вопрос изучения школьной тревожности как одного из основополагающих факторов успешности в учебе, комфортного и благоприятного пребывания в образовательной среде. Основная идея состоит в различии образова­тельного процесса внутри начальной и средней школы, где отличается повседневный уклад школьной жизни у детей.

Как ссылаться

Окорочкова, Н. В., Цветков, И. В., Петровская, М. В. & Коган, Б. М. (2018). Изучение уровня тревожности школьников при переходе из начальной школы в среднюю Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №2 (44),
Список литературы
1. Андронникова О.О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях // Философия образования. 2015. № 3 (60). С. 14-22.
2. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физиче­ское и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. C. 16-21.
3. Белобрыкина О.А., Бруско И.С. Тревожное состояние «человеческого фак­тора». Реальности школьного образования // Концепция философии образования и современная антропология: мат-лы Международного семинара. Новосибирск: ГЦРО, 2001. С. 84-89.
4. Белобрыкина О.А., Бруско И.С. Школьная тревожность: причины и следст­вия // Аспирантский сборник НГПУ - 2001: по материалам научных исследований аспирантов, соискателей, докторантов / под ред. А.Ж. Жафярова, Т.И. Березиной, Е.И. Соловьевой и др. Ч. 1. Новосибирск: НГПУ, 2001. С. 114-120.
5. Ведерко О.В., Данилова Н.Н., Гуляева Н.В., КоганБ.М., Лазарева Н.А., Онуф­риев М.В. Эффекты информационного стресса у человека: соотношение биохимиче­ских параметров и сердечного ритма // Нейрохимия. 2003. Т. 20, № 1. С. 68-74.
6. Вишневский В.А., Агаджанян Н.А., Марьяновский А.А., Гулин А.В. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и результаты учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза // Теория и практика физи­ческой культуры. 2011. № 6. С. 83-89.
7. Волгуснова Е.А. Взаимосвязь показателей тревожности и неуверенности у дошкольников и младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. С. 67-70.
8. Гадельшина Т.Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011.
9. Вып. 6. С. 161-164.
10. Ермакова И.В. Эмоциональное состояние первоклассников и глюкокорти-коидная функция надпочечников // Школа здоровья. 2002. № 1. С. 49-55.
11. 10. Кулагин В.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина,
12. 1984. 216 с.
13. 11. Метелкина Т.Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особен­ности учителя // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С. 63-66
14. 12. Молочкова И.В. Диагностика школьной тревожности у первоклассников как средство профилактики дидактогенных неврозов // Семейная психология и семей­ная терапия. 1998.№ 4. С. 51-54.
15. 13. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 672 с.
16. 14. Chen Ji-Kang, Hsi-Sheng Wei. School violence, social support and psychological health among Taiwanese junior high school students // Child Abuse & Neglect. Volume 37. Issue 4. April 2013. P. 252-262.
17. 15. Chung M-S et al. A rapid screening test for depression in junior high school children // Journal of the Chinese Medical Association. Volume 74. Issue 8. August 2011.
18. P. 363-368.
19. 16. Cri^ana C., Copacib I. (2014) The Relationship between Primary School Childrens' Test Anxiety and Academic Performance // Procedia — Social and Behavioral Sciences 180 (2015). P. 1584-1589.
20. 17. Elmelid A., Stickle A., Lindbla F., Schwab-Stone M., Ruchkin V. Depressive symptoms, anxiety and academic motivation in youth: Do schools and families make a difference? // Journal of Adolescence. Volume 45. December 2015. P. 174-182.
21. 18. Kolesnikova L., Dzyatkovskaya E., Rychkova L., Polyakov V. New Approaches to Identifying Children of Psychosomatic Disorders Risk Group // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Volume 214. 5 December 2015. P. 882-889.
22. 19. Mammarella Irene C., et al. Anxiety profiles and protective factors: A latent profile analysis in children. Personality and Individual Differences. Volume 124. 1 April 2018. P. 201-208.
23. 20. Neal S., Rice F., Ng-Knight T., Riglin L., Frederickson N. Frederickson Exploring the longitudinal association between interventions to support the transition to secondary school and child anxiety // Journal of Adolescence. Volume 50. July 2016. P. 31-43.
24. 21. Tan E.T., Goldberg W.A. Parental school involvement in relation to children's grades and adaptation to school. Journal of Applied evelopmental Psychology. Volume 30. Issue 4. July-August 2009. P. 442-453.
25. 22. Ticusan M. Shaping Anxiety at School Children Procedia // Social and Behavioral Sciences. Volume 159. 23 December 2014. P. 147-150.
26. 23. Vieno A., Lenzi M, Santinello M., Scacchi L. Sense of Community, Unfairness, and Psychosomatic Symptoms: A Multilevel Analysis of Italian Schools // Journal of Adolescent Health. Volume 53. Issue 1. July 2013. P. 142-145.