Авторы
- Богуславский Михаил Викторович доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профес- сор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психоло- гии образования МГПУ. E-mail: hist2001@mail.ru
- Кудряшёв Алексей Валериевич кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психо- логии образования МГПУ. E-mail: kud.al@mail.ru
Аннотация
В статье рассказывается о становлении родительских организаций в начале ХХ в. Важную роль в этом процессе сыграл петербургский Родительский кружок. В период революции 1905-1907 гг. повсеместно создавались родительские комитеты в средних учебных заведениях. Однако отношение официальных властей к этим организациям было крайне неоднозначным. Эта же тенденция сохранялась в первые годы Советской власти.
Как ссылаться
Богуславский, М. В. & Кудряшёв, А. В. (2018). Взаимодействие семьи и школы: трудный путь к диалогу в начале ХХ века Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №1 (43),
Список литературы
1.
1. Аграев Г.В. Нападки на родительские организации // Русская школа. 1908. № 5-6. С.152-168.
2.
2. Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и организации. Жизнь средней школы за последние годы. СПб.: Т-во Художественной печати,
3.
1908. 219 с.
4.
3. Богуславский М.В. Драма взаимной нетерпимости // Свободная мысль. 1992. № 8 (май). С. 51-58.
5.
4. Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образовании: научные основы. Монография. М.: ИСРО РАО, 2015. 118 с.
6.
5. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (исто-рико-педагогический контекст). [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. 2010. № 1. С. 33-44. URL: http://www.pmedu.ru/ res/2010_1_7.pdf.
7.
6. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз // Магистр. 1992. № 9 (сентябрь). С. 13-20.
8.
7. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Перспективы развития историко-педаго-гического знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3. С. 25-32.
9.
8. Деятельность родительских комитетов // Педагогический листок. 1917. № 2. С.123-124.
10.
9. Е.К. Родительский кружок. Заседание 4 ноября 1895 г. // Воспитание и обучение. 1896. № 1. С. 29-34.
11.
10. Е.К. Родительский кружок. Заседание 18 ноября 1895 г. // Воспитание
12.
и обучение. 1896. № 2. С. 89-97.
13.
11. Е.К. Родительский кружок. Заседание 10 февраля 1896 г. // Воспитание
14.
и обучение. 1896. № 8. С. 370-376.
15.
12. Забастовка учащих // Русские ведомости. 1917. № 271. 08.12 (21.12). С. 6.
16.
13. И.С. Первый всероссийский съезд родительских организаций // Психология
17.
и дети. 1917. № 5. С. 50-52.
18.
14. Каптерев П.Ф. Родительский кружок в Соляном городке при школьно-гигиеническом отделе педагогического музея // Воспитание и обучение. 1884. № 1. С. 1-7.
19.
15. Кудряшёв А.В. Становление семейной педагогики в России на рубеже XIX-XX веков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 4. С. 70-80.
20.
16. Недачин В.П. Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни (1901-1904). М.: Типография Лисснера и Гешеля, 1904. 247 с.
21.
17. Отчет о заседании Родительского кружка 11 января 1903 г. // Воспитание
22.
и обучение. 1903. № 5. С. 225-229.
23.
18. Петроградский родительский кружок // Воспитание и обучение. 1917. № 3-4.
24.
С. 94-95.
25.
19. Положение о комитетах содействия // Наш труд. 1924. № 3. С. 69-70.
26.
20. Попова Н.И. Учительская забастовка и московское население // Новая школа. 1918. № 3 (февр.). С. 160-162.
27.
21. Призыв петроградского Родительского кружка // Для народного учителя. 1915. № 8. С. 42.
28.
22. Р.Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. 1917. № 3. С. 47-65.
29.
23. Родительские собрания // Русская школа. 1902. № 2. С. 90.
30.
24. Родительский кружок в Мокшанах // Русская школа. 1908. № 5-6. С. 100.
31.
25. Соловьев И. Первый всероссийский съезд родительских организаций // Вестник воспитания. 1917. № 6-7. С. 58-77.
32.
26. Союз родительских комитетов // Воспитание и обучение. 1917. № 5-6. С. 121-122.
33.
27. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. СПб.: Типолитография Ныркина, 1914. Т. 1. 672 с.
34.
28. Фишер М.О. О родительских комитетах при средних учебных заведениях в России. СПб.: Типография Смирнова, 1912. 19 с.
35.
29. Циркулярное распоряжение о некоторых мерах к упорядочению школьной жизни (26 ноября 1905 г., за № 25506) // Русская школа. 1906. № 2. С. XIV-XV.
36.
30. Шевелев А.Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы: монография. СПб.: СПБАППО,
37.
2005. 352 с.
38.
31. Школа и жизнь. Большевистский переворот и школа // Народный учитель.
39.
1917. № 29-30 (нояб.). С. 8-10.
40.
32. Magsumov Timur A. Family and School in Russia at the Beginning of the 20th century: Attempts to Bridge the Gap // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6 (4). Р. 836-846.