Главная Выпуски 2018, №1 (43)

Взаимодействие семьи и школы: трудный путь к диалогу в начале ХХ века

История педагогического и психологического образования

Авторы

  • Богуславский Михаил Викторович доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, профес- сор кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психоло- гии образования МГПУ. E-mail: hist2001@mail.ru
  • Кудряшёв Алексей Валериевич кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории педагогики Института педагогики и психо- логии образования МГПУ. E-mail: kud.al@mail.ru

Аннотация

В статье рассказывается о становлении родительских организаций в начале ХХ в. Важную роль в этом процессе сыграл петербургский Родительский кружок. В период революции 1905-1907 гг. повсеместно создавались родительские комитеты в средних учебных заведениях. Однако отношение официальных властей к этим организациям было крайне неоднозначным. Эта же тенденция сохранялась в первые годы Советской власти.

Как ссылаться

Богуславский, М. В. & Кудряшёв, А. В. (2018). Взаимодействие семьи и школы: трудный путь к диалогу в начале ХХ века Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2018, №1 (43),
Список литературы
1. 1. Аграев Г.В. Нападки на родительские организации // Русская школа. 1908. № 5-6. С.152-168.
2. 2. Аграев Г.В. Родители, учителя, ученики. Родительские комитеты и организа­ции. Жизнь средней школы за последние годы. СПб.: Т-во Художественной печати,
3. 1908. 219 с.
4. 3. Богуславский М.В. Драма взаимной нетерпимости // Свободная мысль. 1992. № 8 (май). С. 51-58.
5. 4. Богуславский М.В. Историко-педагогическая экспертиза инноваций в образо­вании: научные основы. Монография. М.: ИСРО РАО, 2015. 118 с.
6. 5. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (исто-рико-педагогический контекст). [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. Интернет-журнал РАО. 2010. № 1. С. 33-44. URL: http://www.pmedu.ru/ res/2010_1_7.pdf.
7. 6. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы: история и прогноз // Магистр. 1992. № 9 (сентябрь). С. 13-20.
8. 7. Богуславский М.В., Милованов К.Ю. Перспективы развития историко-педаго-гического знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3. С. 25-32.
9. 8. Деятельность родительских комитетов // Педагогический листок. 1917. № 2. С.123-124.
10. 9. Е.К. Родительский кружок. Заседание 4 ноября 1895 г. // Воспитание и обуче­ние. 1896. № 1. С. 29-34.
11. 10. Е.К. Родительский кружок. Заседание 18 ноября 1895 г. // Воспитание
12. и обучение. 1896. № 2. С. 89-97.
13. 11. Е.К. Родительский кружок. Заседание 10 февраля 1896 г. // Воспитание
14. и обучение. 1896. № 8. С. 370-376.
15. 12. Забастовка учащих // Русские ведомости. 1917. № 271. 08.12 (21.12). С. 6.
16. 13. И.С. Первый всероссийский съезд родительских организаций // Психология
17. и дети. 1917. № 5. С. 50-52.
18. 14. Каптерев П.Ф. Родительский кружок в Соляном городке при школьно-гигие­ническом отделе педагогического музея // Воспитание и обучение. 1884. № 1. С. 1-7.
19. 15. Кудряшёв А.В. Становление семейной педагогики в России на рубеже XIX-XX веков // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 4. С. 70-80.
20. 16. Недачин В.П. Московская гимназия имени И. и А. Медведниковых. Основы учебно-воспитательной организации и первые годы жизни (1901-1904). М.: Типогра­фия Лисснера и Гешеля, 1904. 247 с.
21. 17. Отчет о заседании Родительского кружка 11 января 1903 г. // Воспитание
22. и обучение. 1903. № 5. С. 225-229.
23. 18. Петроградский родительский кружок // Воспитание и обучение. 1917. № 3-4.
24. С. 94-95.
25. 19. Положение о комитетах содействия // Наш труд. 1924. № 3. С. 69-70.
26. 20. Попова Н.И. Учительская забастовка и московское население // Новая школа. 1918. № 3 (февр.). С. 160-162.
27. 21. Призыв петроградского Родительского кружка // Для народного учителя. 1915. № 8. С. 42.
28. 22. Р.Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. 1917. № 3. С. 47-65.
29. 23. Родительские собрания // Русская школа. 1902. № 2. С. 90.
30. 24. Родительский кружок в Мокшанах // Русская школа. 1908. № 5-6. С. 100.
31. 25. Соловьев И. Первый всероссийский съезд родительских организаций // Вестник воспитания. 1917. № 6-7. С. 58-77.
32. 26. Союз родительских комитетов // Воспитание и обучение. 1917. № 5-6. С. 121-122.
33. 27. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. СПб.: Типолитография Ныркина, 1914. Т. 1. 672 с.
34. 28. Фишер М.О. О родительских комитетах при средних учебных заведениях в России. СПб.: Типография Смирнова, 1912. 19 с.
35. 29. Циркулярное распоряжение о некоторых мерах к упорядочению школьной жизни (26 ноября 1905 г., за № 25506) // Русская школа. 1906. № 2. С. XIV-XV.
36. 30. Шевелев А.Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспек­ты изучения петербургской дореволюционной школы: монография. СПб.: СПБАППО,
37. 2005. 352 с.
38. 31. Школа и жизнь. Большевистский переворот и школа // Народный учитель.
39. 1917. № 29-30 (нояб.). С. 8-10.
40. 32. Magsumov Timur A. Family and School in Russia at the Beginning of the 20th century: Attempts to Bridge the Gap // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6 (4). Р. 836-846.
Скачать файл .pdf 310.89 кб