Авторы
- Асафова Елена Владимировна кандидат биологических наук, доцент
- Халметов Тимур Анварович
- Сабиров Ильнур Фоатович
Аннотация
Современная образовательная ситуация актуализирует исследования, посвященные выяснению перспектив применения цифровых ресурсов студентами высшей школы. Эти ресурсы позволяют реализовывать активность обучающихся в образовательной среде, являются основой для интеграции возможностей формального, неформального и информального образования. Целью настоящего исследования является оценка востребованности цифровых ресурсов, их количественного и качественного разнооб разия, а также мотивов и причин их выбора студентами педагогической магистратуры в обучении и самообучении. С помощью анкетирования показано, что студенты используют цифровые ресурсы не только в обучении (40 %) и самообучении (29 %), но и сочетают эти возможности (27 %). Цифровые ресурсы полностью или частично соответст вуют профилю обучения. Для студентов, получающих педагогическое образование, имеют преимущество такие ресурсы, как видеоуроки, вебинары и цифровые ресурсы, разработанные и рекомендованные преподавателями вуза. Основными мотивами выбора студентами цифровых ресурсов являются освоение учебного материала (теоретическая подготовка) и выполнение практических заданий. Сделано заключение, что необходима разработка персонифицированной модели встраивания цифровых ресурсов в образовательную программу подготовки магистров педагогического образования. Выявление особенностей использования и причин выбора студентами цифровых ресурсов важно для преподавателей с точки зрения совершенствования информационного контента, разработки разнообразных способов его освоения на основе взаимодействия субъектов образовательного процесса. Полученные в ходе исследования результаты показывают, что необходимо находить оптимальные и эффективные способы сочетания обучения и самообучения для объединения возможностей формального, неформального/информального образования.
Как ссылаться
Асафова, Е. В., Халметов, Т. А. & Сабиров, И. Ф. (2021). Цифровые ресурсы в формальном и неформальном образовании студентов педагогической магистратуры Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 46-60. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.03
Список литературы
1.
Абукова Л. А. Цифровая модернизация образовательного процесса / Л. А. Абуко ва и др. // Дистанционное и виртуальное обучение. 2018. No 1. С. 22–31.
2.
Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. No 21 (3). С. 77–105. DOI: 10.17853/199456392019377105
3.
Вачкова С. Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в образова тельном пространстве вуза // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2009. No 4. С. 27–36.
4.
Гурьянова С. Ю. Высшее образование XXI века: актуальные тренды // Дистан ционное и виртуальное обучение. 2014. No 2 (80). С. 75–88.
5.
Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2010. No 1. С. 56–60.
6.
Каракозов С. Д., Уваров А. Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. No 2. С. 7–19.
7.
Катханова Ю. Ф. Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна // Преподаватель XXI век. 2010. No 4. С. 76–85.
8.
Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России [Электронный ресурс] // Проблемы науки и образования. 2018. No 1 (65). С. 191–194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennayatsifrovayaobrazovatelnayasredavvysshemobrazovaniirossii (дата обращения: 07.03.2021).
9.
Ложкина Т. Ю. Развитие кадрового потенциала как условие решения страте гических задач системы профессионального образования // Научнопедагогическое обозрение. 2018. No 1 (19). С. 111–119. DOI: 10.23951/2307612720181111119
10.
Майер Г. В. Академический университет в открытой системе образования / Г. В. Майер и др. Томск: Издво Томского унта, 2005. 200 с.
11.
Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. No 4. С. 6–9.
12.
Полякова В. А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах // Современные проблемы науки и образования. 2008. No 6. С. 100–106.
13.
Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. 2019. No 7 (2). С. 5–30. DOI: 10.26795/23071281-2019725
14.
Спичева Д. И. Роль имиджевой коммуникации в интернетпространстве. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. 2013. No 11 (37). С. 165–171.
15.
Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaningoriented learning and deliberate practice in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. No 27. Р. 1120–1130.
16.
Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2016. No 102 (3). Р. 588–600.
17.
Jenkins G. From formal to nonformal Education, Learning and Knowledge // Australian Journal of Adult Learning. 2017. No 57 (2). Р. 302–305.
18.
Jones A., Scanlon E., Clough G. Mobile Learning: Two case studies of supporting inquiry learning in informal and semiformal settings // Computers & Education. 2011. No 61. Р. 21–32.
19.
Norqvist L., Leffler E. Learning in nonformal education: Is it «youthful» for youth in action? // International Review of Education. 2017. No 63 (2). Р. 235–256. DOI: 10.1007/s11159–017–9631–8
20.
Tang S. Y. F. The contribution of nonformal learning in higher education to student teachers’ professional competence / S. Y. F. Tang et al. // Journal of Education for Teaching. 2017. No 43 (5). Р. 550–565. DOI: 10.1080/02607476.2017.1342052