Главная Выпуски № 2 (56)

Цифровые ресурсы в формальном и неформальном образовании студентов педагогической магистратуры

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378.147 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.03

Авторы

  • Асафова Елена Владимировна кандидат биологических наук, доцент
  • Халметов Тимур Анварович
  • Сабиров Ильнур Фоатович

Аннотация

Современная образовательная ситуация актуализирует исследования, посвященные выяснению перспектив применения цифровых ресурсов студентами высшей школы. Эти ресурсы позволяют реализовывать активность обучающихся в образовательной среде, являются основой для интеграции возможностей формального, неформального и информального образования. Целью настоящего исследования является оценка востребованности цифровых ресурсов, их количественного и качественного разнооб­ разия, а также мотивов и причин их выбора студентами педагогической магистратуры в обучении и самообучении. С помощью анкетирования показано, что студенты используют цифровые ресурсы не только в обучении (40 %) и самообучении (29 %), но и сочетают эти возможности (27 %). Цифровые ресурсы полностью или частично соответст­ вуют профилю обучения. Для студентов, получающих педагогическое образование, имеют преимущество такие ресурсы, как видеоуроки, вебинары и цифровые ресурсы, разработанные и рекомендованные преподавателями вуза. Основными мотивами выбора студентами цифровых ресурсов являются освоение учебного материала (теоретическая подготовка) и выполнение практических заданий. Сделано заключение, что необходима разработка персонифицированной модели встраивания цифровых ресурсов в образовательную программу подготовки магистров педагогического образования. Выявление особенностей использования и причин выбора студентами цифровых ресурсов важно для преподавателей с точки зрения совершенствования информационного контента, разработки разнообразных способов его освоения на основе взаимодействия субъектов образовательного процесса. Полученные в ходе исследования результаты показывают, что необходимо находить оптимальные и эффективные способы сочетания обучения и самообучения для объединения возможностей формального, неформального/информального образования.

Как ссылаться

Асафова, Е. В., Халметов, Т. А. & Сабиров, И. Ф. (2021). Цифровые ресурсы в формальном и неформальном образовании студентов педагогической магистратуры Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 46-60. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.03
Список литературы
1. Абукова Л. А. Цифровая модернизация образовательного процесса / Л. А. Абуко­ ва и др. // Дистанционное и виртуальное обучение. 2018. No 1. С. 22–31.
2. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. No 21 (3). С. 77–105. DOI: 10.17853/1994­5639­2019­3­77­105
3. Вачкова С. Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в образова­ тельном пространстве вуза // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2009. No 4. С. 27–36.
4. Гурьянова С. Ю. Высшее образование XXI века: актуальные тренды // Дистан­ ционное и виртуальное обучение. 2014. No 2 (80). С. 75–88.
5. Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2010. No 1. С. 56–60.
6. Каракозов С. Д., Уваров А. Ю. Успешная информатизация = трансформация учебного процесса в цифровой образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. No 2. С. 7–19.
7. Катханова Ю. Ф. Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна // Преподаватель XXI век. 2010. No 4. С. 76–85.
8. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Современная цифровая образовательная среда в высшем образовании России [Электронный ресурс] // Проблемы науки и образования. 2018. No 1 (65). С. 191–194. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya­tsifrovaya­obrazovatelnaya­sreda­v­vysshem­obrazovanii­rossii (дата обращения: 07.03.2021).
9. Ложкина Т. Ю. Развитие кадрового потенциала как условие решения страте­ гических задач системы профессионального образования // Научно­педагогическое обозрение. 2018. No 1 (19). С. 111–119. DOI: 10.23951/2307­6127­2018­1­111­119
10. Майер Г. В. Академический университет в открытой системе образования / Г. В. Майер и др. Томск: Изд­во Томского ун­та, 2005. 200 с.
11. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. No 4. С. 6–9.
12. Полякова В. А. Модель формирования готовности учителя к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах // Современные проблемы науки и образования. 2008. No 6. С. 100–106.
13. Поначугин А. В., Лапыгин Ю. Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. 2019. No 7 (2). С. 5–30. DOI: 10.26795/2307­1281-2019­7­2­5
14. Спичева Д. И. Роль имиджевой коммуникации в интернет­пространстве. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. 2013. No 11 (37). С. 165–171.
15. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning­oriented learning and deliberate practice in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. No 27. Р. 1120–1130.
16. Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2016. No 102 (3). Р. 588–600.
17. Jenkins G. From formal to non­formal Education, Learning and Knowledge // Australian Journal of Adult Learning. 2017. No 57 (2). Р. 302–305.
18. Jones A., Scanlon E., Clough G. Mobile Learning: Two case studies of supporting inquiry learning in informal and semiformal settings // Computers & Education. 2011. No 61. Р. 21–32.
19. Norqvist L., Leffler E. Learning in non­formal education: Is it «youthful» for youth in action? // International Review of Education. 2017. No 63 (2). Р. 235–256. DOI: 10.1007/s11159–017–9631–8
20. Tang S. Y. F. The contribution of non­formal learning in higher education to student teachers’ professional competence / S. Y. F. Tang et al. // Journal of Education for Teaching. 2017. No 43 (5). Р. 550–565. DOI: 10.1080/02607476.2017.1342052
Скачать файл .pdf 372.32 кб