Главная Выпуски № 2 (56)

Исследование международной академической мобильности в Китае в контексте трудностей межкультурной адаптации

Педагогическое образование , УДК: 378.126 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.56.2.01

Авторы

  • Дугина Галина Александровна кандидат педагогических наук, доцент
  • Малых Оксана Андреевна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

Организация международной мобильности в Китае рядом исследователей признана как успешная с точки зрения масштаба интеграции ученых и студентов данной страны в академические и образовательные процессы других стран. В данной статье мы рассмотрели международную академическую мобильность в Китае с позиции поиска организационно-педагогических условий, приспосабливающих обучающихся и исследователей к иностранным образовательным технологиям и академическим традициям. По мнению авторов статьи, заинтересованность обучающихся и исследователей КНР в перемещениях по всему миру с научными и образовательными целями основана на национальных особенностях и специфике проживания в Китае, что, с одной стороны, заставляет быстро адаптироваться к условиям обучения или работы и пребывания в другой академической культуре, а с другой стороны, порождает ряд трудностей на данном пути. В связи с этим в статье раскрыты предпосылки развития исходящей и входящей мобильности в Китае, основные направления по активизации и реализации академической мобильности; проанализирован опыт китайских вузов в этом направлении, а также организационные и педагогические трудности, с которыми столкнулось академическое сообщество КНР, даны общие рекомендации. Опыт по стимулированию международной академической мобильности Китая примечателен тем, что всецело поддерживается государством на уровне законодательства, является частью государственной программы развития страны, благодаря чему созданы благоприятные условия для поддержания и развития процесса перемещения ученых и студентов в другие страны и затем их возвращения с целью предотвращения «утечки мозгов». Материалы статьи могут представлять интерес для руководителей вузов и структурных подразделений вузов, стремящихся к институционализации международ- ной академической мобильности в своем учебном учреждении, а также преподавателей, взаимодействующих со студентами из Китая.

Как ссылаться

Дугина, Г. А. & Малых, О. А. (2021). Исследование международной академической мобильности в Китае в контексте трудностей межкультурной адаптации Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 8-23. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.01
Список литературы
1. Анохина Е. С. Иностранные студенты в Китае и проблемы регулирования их пребывания в стране // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. История. 2015. No 1 (33). С. 65–68.
2. Баранова И. И., Чуваева К. М. Особенности обучения и адаптации китайских студентов в поликультурной образовательной среде вузов Российской Федерации // Общество. Коммуникация. Образование. 2011. No 118. С. 67–73.
3. Боревская Н. Е. Интернационализация российских вузов: китайский вектор: монография / Н. Е. Боревская и др. М.: Спецкнига, 2013. 72 с.
4. Валеева Р. С. Академическая мобильность как основной фактор развития межкультурной коммуникативной компетенции студентов и преподавателей в Китае и России [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического универси- тета. 2013. No 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-mobilnost-kak- osnovnoy-faktor-razvitiya-mezhkulturnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-studentov-i- prepodavateley-v-kitae (дата обращения: 20.05.2021).
5. Валеева Р. С. Развитие академической мобильности в системе высшего образова- ния Китая: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. 196 с. [Электронный ресурс] // Национальная электронная библиотека РФ. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_009822250/ (access date: 20.05.2021).
6. Гурулева Т. Л., Бедарева Н. И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. No 4. С. 108–123.
7. Зиятдинова Ю. Н., Валеева Р. С. Реформирование системы ВПО Китая и России: конец XX – начало XXI вв. // Высшее образование в России. 2012. No 5. С. 96–101.
8. Кузьмина Е. С. Особенности международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Иркутск, 2019. 183 с.
9. Кошелева Э. Ю., Пак И. Я., Чернобыльски Э. Этнопсихологические особен- ности модели обучения китайских студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. No 2. С. 1–8. URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=8695 (дата обращения: 20.05.2021).
10. Цветкова Н. А., Ярыгин Г. О., Лопач О. В. Политика международной акаде- мической мобильности Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. 2015. No 4 (13). С. 108–115.
11. Donetskaya S. S., Zhan Y. Internationalization of Higher Education in China: Modern Trends // Higher education in Russia. 2019. Vol. 6. P. 64–74. DOI: 10.31992/0869- 3617-2019-28-6-63-74
12. Feng L., Li T. When international mobility meets local connections: Evidence from China // Science and Public Policy. 2019. August. Vol. 46. Iss. 4. P. 518–529. DOI: 10.1093/scipol/scz004
13. Gao H., De Wit H. China and International Student Mobility // International Higher Education. 2017. Vol. 90. P. 3–5. DOI: 10.6017/ihe.2017.90.9865
14. Lee J. J., Haupt J. P. Winners and losers in US-China scientific research collabora- tions // High Educ. 2020. Vol. 80. P. 57–74. DOI: 10.1007/s10734-019-00464-7
15. Li M., Yang R., Wu J. Translating transnational capital into professional develop- ment: a study of China’s Thousand Youth Talents Scheme scholars // Asia Pacific Education Review. 2018. P. 1–11. DOI: 10.1007/s12564-018-9533-x
16. Okai L. F., Azeem A. M. International Academic Mobility in Chinese Academia: Opportunities and Challenges // International Migration. 2019, October 20. P. 1–15. DOI: 10.1111/imig.12662
17. Qiongqiong C. Globalization and Transnational Academic Mobility. The experien- ces of Chinese Academic Returnees. Singapore: Springer, 2017. 153 p.
18. Ryazantsev S. V. Russian Chinese Academic Mobility As Competitive Partnership / S. V. Ryazantsev et al. // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2020. Vol. 90 (1). P. 15–24. DOI: 10.1134/S1019331620010128
19. Shen Ch., Chang T., Li Zh. A Study on Cross-Cultural Adaptation of Mainland Chinese Students in Taiwan from the Perspective of Self-Identity // Humanities and Social Sciences. 2018. Vol. 6 (1). P. 30–37. DOI: 10.11648/j.hss.20180601.15
20. Wen W., Hu D., Hao J. International students’ experiences in China: Does the planned reverse mobility work? // Int. J. Educ. Dev. 2017. March 6. P. 1–9. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2017.03.004
21. Wang Q., Tang L., Li H. Return Migration of the Highly Skilled in Higher Edu- cation Institutions: a Chinese University Case // Population, Space and Place. 2015. Vol. 21 (8). P. 771–787. DOI: 10.1002/psp.1855
22. Wang X. Chinese elite brain drain to USA: An investigation of 100 United States national universities / X. Wang et al. // Scientometrics. 2013. Vol. 97(1). P. 37–46. DOI: 10.1007/s11192-013-1024-6
23. Xu X. The enactment of agency in international academic mobility: a case of Chi- nese female PhD students in Australia // Aust. Educ. Res. 2021, January 5. P. 1–9. DOI: 10.1007/s13384-020-00411-x
24. Zhao X. Cultural adaptation of Chinese students as the need of their edu- cation abroad process / X. Zhao et al. // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2020. Vol. 4. P. 388–399. DOI: 10.17770/ sie2020vol4.4856
25. Zhang L. Toward internationalization: A bibliometric analysis of the social scien- ces in China from 1979 to 2018 / L. Zhang et al. // Quantitative Science Studies. 2020. Vol. 2 (1). P. 376–408. DOI: 10.1162/qss_a_00102
26. 黄颖. 成为精英?北京大学本科毕业生出国留学动机与决策研究. 北京大学* (Huang Ying. Become an elite? Research on the motivation and decision-making of undergraduates from Peking University to study abroad (in Chinese)). Beijing: Peking University, 2019. 120 р.
27. 教育部 财政部 国家发展改革委印发 《关于高等学校加快“双一流”建设的 指导意见》的通知* (Decree of the Ministry of Education, the Ministry of Foreign Affairs and the Ministry of Public Security of the People’s Republic of China (No 42) «Administrative Measures for the Enrolment and Cultivation of International Students by Schools» (in Chinese)). 2017, March 20 [Электронный ресурс] // (The State Council of the People’s Republic of China: website). URL: http://www.gov.cn/xinw- en/2017-06/02/content_5199249.htm (дата обращения: 17.06.2021).
Скачать файл .pdf 466.09 кб