Авторы
- Бакушкин Иван Анатольевич
- Ильичева Ирина Михайловна доктор психологических наук, профессор
Аннотация
В статье рассматривается динамика представлений о ценностях и ценностных ориентациях личности от Античности до наших дней — от понимания ценностей как целей и смысла познания, блага и справедливости до нравственных и духовных идеалов. Представлен лингвистический анализ понятия: термином «ценность» обозна- чают разнообразные феномены — предметы, явления, а также идеи, которые заклю чают в себе нравственные и духовные идеалы и выступают как эталоны правильного и требуемого, социально одобряемого поведения и образа мыслей. Разбираются исто- ки подходов к пониманию ценностей, теории ценностей в философии и психологии, особенности понимания ценностей в философии и психологии, в социологии и рели- гиозном контексте, истоки многообразных представлений в современной психологии. Социологический подход определяет ценности с объективно материалистической позиции как специфические проявления общественных отношений и нормативно оценочную сторону общественного сознания, а религиозный — с позиции специфических жизненных целей. Ценностные ориентации в философском понимании — это важный элемент, присущий устройству общества и личности, важнейший элемент культуры, они фиксируются индивидуальным опытом жизни и переживаниями, разграничивая первичное для человека от вторичного, менее важного. Для психологии важным являет- ся происхождение ценностей человека, ценностные ориентации которого — важнейшие элементы структуры его личности, проявляющиеся в деятельности. Дается анализ под- ходов к ценностным ориентациям личности в отечественной и зарубежной психологии, которые рассматриваются как компонент ее направленности, отношения к различным явлениям окружающего мира, регулятор поведения в разнообразных жизненных ситуа циях, центр духовного развития, основа убеждений и установок, общие ориентиры жизнедеятельности, направленного поведения. Рассматривается влияние ценностей на самореализацию, классификация ценностей по различным основаниям.
Как ссылаться
Бакушкин, И. А. & Ильичева, И. М. (2021). Изучение ценностей и ценностных ориентаций личности в истории психологии Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 136-149. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.08
Список литературы
1.
Андреева Г. А. Педагогпрофессионал и ученик как субъекты образовательного процесса // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. статей и материалов Междунар. науч.практ. конф. (Коломна, 22–24 мая 2008 г.): в 2 т. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. С. 30–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21869286&pff=1 (дата обращения: 19.06.2021).
2.
Аткинсон Р. Л. Введение в психологию / Р. Л. Аткинсон и др.; под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова, Н. Ю. Спомиора. СПб.: ПраймЕврознак, 2007. 816 с.
3.
Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984–1985. М.: Наука, 1986. С. 80–160. URL: https://elibrary.ru/item.
asp?id=25990889 (дата обращения: 21.06.2003).
4.
Здравомыслов А. Г. Человек и его работа: социол. исследование / А. Г. Здравомыслов и др.; под. ред. А. Г. Здравомыслова, В. П. Рожина, В. А. Ядова. М.: Мысль, 1967. 392 с.
5.
Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология в СССР. 1966. Т. 2. С. 197–198.
6.
Знаков В. В. Психология понимания мира человека. М.: Институт психологии РАН, 2016. 488 с.
7.
Киссель М. А. Ценностей теория // Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. И. Ильичев [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1983. С. 763–764.
8.
Кон И. С. Социология личности. М.: Книга по Требованию, 2014. 382 с.
9.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
10.
Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2019. 584 с.
11.
Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006. 18 с.
12.
Матюшкин А. М. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Школапресс, 1992. 111 с.
13.
Ольшанский В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР: в 2 т. / сост. Г. В. Осипов. Т. 1. М.: Мысль, 1966. С. 470–530.
14.
Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. АН УССР, Инт философии. Киев: Наукова думка, 1976. 152 с.
15.
Самарчян А. А. Некоторые социальнопсихологические аспекты деятельности личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности / отв. ред. Л. А. Арутю нян. Ереван: АН Арм. ССР, 1979. С. 76–95.
16.
Титма М. Х. Социально-профессиональная ориентация молодежи. Тарту: Тарт. гос. унт, 1973. 320 с.
17.
Широких О. Б. Генезис ценностных ориентаций профессиональноличностной подготовки учителя в России (вторая половина ХIХ в. – 90е гг. ХХ в.): монография. М.: МПГУ, 2004. 212 с.
18.
Ярина Е. В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. No 5 (61). С. 160–162. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=23085990 (дата обращения: 19.06.2021).
19.
Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. АН УССР, Институт философии. Киев: Наукова думка, 1977. 275 с.
20.
Rokeach M. The nature of human values. New York: The Free Press, 1973. 438 с.
21.
Schwartz S. H. Are There Universal Aspects in the Structure and Contents of Human Values? // Journal of Social Issues. 1994. 50 (4). P. 19–45. DOI: 10.1111/j.15404560.1994. tb01196.x
22.
Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Theory of the Universal Content and Structure of Values: Extensions and CrossCultural Replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58 (5). P. 878891. DOI: 10.1037/00223514.58.5.878
23.
Schwartz S. H., Bilsky W., Toward A. Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53 (3). P. 550–562. DOI: 10.1037/00223514.53.3.550
24.
Schwartz S. H. Universals in the Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology. 1992. Vol. 25. P. 1–65. DOI: 10.1016/S00652601(08) 602816
25.
Schwartz S. H. Value orientations: Measurement, antecedents and consequences across nations // Measuring attitudes crossnationally: Lessons from the European Social Survey. 2007. Т. 169. P. 204. DOI: 10.4135/9781849209458.n9