Авторы
- доктор педагогических наук, доцент
Аннотация
В статье представлены различные позиции представителей отечественной и зару бежной психологии в отношении феномена мегаполиса, который предоставляет разнообразные возможности для позитивной социализации детей и подростков. На личие разных научных подходов к самому процессу социализации свидетельствует о неизменном научном интересе к существованию и функционированию человека в обществе. Актуальность данного теоретического исследования обусловлена тем, что среда мегаполиса определяет общий вектор деятельности человека во всех жизненных сферах, приоритетные ценности в обществе, социальные нормы и культурные тради ции. В статье анализируются разные подходы к трактовке терминов «социализация» и «позитивная социализация». Наличие разных научных подходов к самому процессу социализации свидетельствует о неизменном научном интересе к существованию и функционированию человека в обществе. Несмотря на различие научных подходов к понятию социализации, ученые единодушны во мнении, что именно социум опре деляет единообразие общественного поведения его членов. Практически с момента рождения ребенка происходит усвоение моделей поведения, правил и требований данного типа общества, причем многие из этих правил диктует именно среда. В нашем случае мы имеем в виду условия проживания в городахмиллионниках и мегаполисах. В статье описываются позитивные и негативные факторы, влияющие на социализа цию детей, проживающих в мегаполисах, подчеркивается роль образовательной среды в процессе социализации детей и подростков, обсуждаются инструменты социализа ции молодежи в мегаполисах для эффективного функционирования в обществе. Ана лиз и обобщение отечественного и международного опыта изучения социокультурных ресурсов мегаполиса и их использования в процессе социализации детей и подростков позволяет констатировать, что ученые во всем мире заняты поиском оптимальных инструментов и механизмов социализации детей и подростков в условиях мегаполиса. Актуальность проблематики усиливается изза процессов глобализации и цифрови зации, происходящих в современном обществе.
Как ссылаться
, . . (2021). Социокультурные ресурсы мегаполиса как фактор позитивной социализации детей и подростков Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 120-136. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.07
Список литературы
1.
Айгунова О. А., Полковникова Н. Б., Савенкова Т. Д. Диагностика и развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации // Вестник Московского город ского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. No 4 (38). С. 25–34.
2.
Алтунина И. Р. Социальная психология: учебник для академического бакалав риата / под ред. Р. С. Немова. М.: Юрайт, 2016. 427 с.
3.
Бабаева Ю. Д., Марютина Т. М., Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / под. ред. Н. С. Лейтеса. М.: Academia, 2000. 332 с.
4.
Белова С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик изме рения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. Серия «Труды Института психологии РАН»; под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 109–119.
5.
Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая акаде мия, 1995. 328 с.
6.
Божович Е. Д. Гармоническая личность: структура, механизмы развития, индивидуальные различия // Культурноисторическая психология. 2019. Т. 15. No 2. С. 91–98. DOI: 10.17759/chp.2019150211
7.
Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. 167 с.
8.
Вачков И. В., Вачкова С. Н., Воропаев М. В. Представления родителей о ка честве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. No 3. С. 19–31. URL: https://psyjournals.ru/files/107241/pse_2019_n3_Vachkov_Vachkova_Voropayev.pdf (дата обращения 17.06.2021).
9.
Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. посо бие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
10.
Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подрост ков / Е. Б. Пучкова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. No 5. С. 27–36. URL: https://psyjournals.ru/files/110337/pse_2019_n5_Puchkova_Temnova_ Sorokoumova_Kurnosova.pdf (дата обращения 17.06.2021).
11.
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 512 с.
12.
Ермолова Т. В., Балыгина Е. А., Литвинов А. В., Гузова А. В. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. No 2. С. 7–18. DOI: 10.17759/ jmfp.2019080201
13.
Зарецкий В. К., Колмогорова А. Б. Связь образования, развития и здоровья с позиций культурноисторической психологии // Культурноисторическая психо логия. 2020. Т. 16. No 2. С. 89–106. URL: https://psyjournals.ru/kip/2020/n2/Zaretskii_ Kholmogorova.shtml (дата обращения: 17.06.2021).
14.
Карпова С. И., Савенкова Т. Д., Пархимович З. В. Модель развития эмоцио нального интеллекта и социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в коллективной изобразительной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. No 174. С. 99–107.
15.
Карпушина Л. П., Соколова П. Ю. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012. No 1. URL: http://www.scienceeducation.ru/ ru/article/view?id=5097 (дата обращения: 17.06.2021).
16.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с. URL: http://static.iea.ras.ru/books/Kon_psihologiya_yunosti.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
17.
Кули Ч. Х. Избранное: сб. переводов / РАН, ИНИОН, Центр социал. научн.ин форм. исследований, Отд. социологии и социальной психологии; сост. и переводчик В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. Серия: Теория и история социологии. М., 2019. 234 c. URL: http://inion.ru/site/assets/files/3917/2019_sp_kuli_izbrannoe.pdf (дата обращения: 17.06.2021).
18.
Марцинковская Т. Д., Чумичева И. В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве // Психологические исследова ния. 2015. Т. 8. No 39. С. 10. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n39/1094-martsinkovskaya39.html (дата обращения: 17.06.2021).
19.
Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Издво МГУ, 1982. 287 с.
20.
Мудрик А. В. Город как фактор социализации подрастающих поколений // Сибирский педагогический журнал. 2007. No 2. С. 134–140.
21.
Пархимович З. В., Савенкова Т. Д. Методики развития эмоционального интел лекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2018. No 2 (44). С. 107–120.
22.
Развитие личности дошкольника в условиях мегаполиса: монография / А. И. Савенков [и др.]; науч. ред. А. И. Савенков. М.: Перо, 2016. 206 с.
23.
Региональная идентичность в юношеском возрасте как маркер личностной связи с территорией проживания / Л. А. Максимова [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. No 2. С. 82–92. DOI: 10.17759/pse.2019240208
24.
Роджерс К. К науке о личности: История зарубежной психологии 30е – 60е годы XX в.: Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Издво МГУ, 1986.
25.
Романова М. Е. Позитивная социализация детей старшего дошкольного возрас та в процессе развития диалогической речи // Педагогика и психология образования.
2020. No 3. С. 147–158. DOI: 10.31862/2500297X20203147158
26.
Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. No 2. С. 7–15. DOI: 10.17759/jmfp.2018070201
27.
Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников. М.: Юрайт, 2020. 146 с.
28.
Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология): монография. М.: Флинта, 2015. 711 с.
29.
Шогина Г. И. Педагогические условия формирования ответственности у подростков // Подросток в мегаполисе: неравенство и возможности: сб. трудов XIII Междунар. научнопрактич. конф. (14–16 апреля 2020 года, Москва) / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т. образования. С. 173–178. URL: https://conference.perekrestok.info/wpcontent/uploads/2020/09/Sbornik2020sISBN.pdf (дата обращения: 20.09.2020).
30.
Alwaely S. A., Yousif N. B. A., Mikhailov А. Emotional development in preschoolers and socialization // Early Child Development and Care. 2020. DOI: 10.1080/03004430.2020.1717480
31.
Bounds M. Urban social theory: city, self, and society // Oxford University Press. South Melbourne, Vic. Oxford. 2003. 384 p. URL: https://scholar.google.com/citations?user=CBXkzsEAAAAJ&hl=ru (дата обращения: 11.10.2004).
32.
Denham S. A., Bassett H. H., Zinsser K. Early Childhood Teachers as Socializers of Young Children’s Emotional Competence. 1 February 2012. Springer Science + Business Media, LLC, 2012. P. 138–143. DOI: 10.1007/s1064301205042
33.
Matthews S. A. Window on the ‘New’ Sociology of Childhood. Sociology Compass. Volume1, Issue1. P. 322–334. DOI: 10.1111/j.17519020.2007.00001.x
34.
Munywoki S. Socialization for development. Journal of African Research & Development. Vol. 27/28. 1997/1998. P. 72–87. URL: https://www.semanticscholar.org/author/SMunywoki/11855565 (дата обращения: 17.06.2021).
35.
Parsons T. Societies, evolutionary and perspectives. Pablisher. 1996. DOI: 10.2307/2091069
36.
PerezFelkner L. Socialization in childhood and adolescence // Handbook of social psychology / ed. by J. Delamater, A. Ward. 2d ed. New York: Springer, 2013. P. 119–149. DOI: 10.1007/9789400767720_5
37.
Šaras E., PerezFalkner L. Sociological Perspectives on Socialization. Oxford Bibliographies in Sociology. Oxford: Oxford University Press, 2018. URL: https://www. researchgate.net/publication/327779660_Sociological_Perspectives_on_Socialization (дата обращения: 17.06.2021).
38.
Smetana J. G., Robinson J., Rote W. M. Socialization in adolescence // Handbook of socialization: Theory and research Guilford Press, 2015. P. 60–84. URL: http://link.springer.com/chapter/10.1007%2F9789400767720_5 (дата обращения: 17.06.2021).
39.
Steinberg M. L. Socialization in Adolescence. International Encyclopedia of the Social // Behavioral Sciences 2001. P. 14513–14516. DOI: 10.1016/B0080430767/016880
40.
Thomas W. I. Social Organization and Social Personality. University of Chicago Press, 1966, 311 p. URL: https://archive.org/details/withomasonsocial0000thom (дата обращения: 17.06.2021).
41.
Zarrett N., Lerner R. M. Ways to Promote the Positive Development of Children and Youth // Research to Results Brief. Publication. No 11. 2008. DOI: 10.1037/e456032008006