Авторы
- Титова Оксана Владимировна кандидат педагогических наук, доцент
- Клименова Диана Сергеевна
Аннотация
Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в Росси активно реализуется инклюзивное образование. Все дети с особыми образовательными потребностями, в том числе и с тяжелыми множественными нарушениями развития, включены в образовательную среду. Однако образовательная инклюзия — это только часть большой педагогической работы в процессе социализации лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития. Кроме обучения и воспитания необходимо решать вопросы социальной инклюзии обучающихся заявленной категории. Процесс социальной инклюзии на современном этапе включает множество компонентов и реа лизуется с помощью разных технологий под руководством специалистов, включая родителей обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями. Роль родителей в процессе социализации своих детей является ведущей. От позиции семьи зависит, насколько успешен будет данный процесс. В статье представлены результаты экспериментального исследования, целью которого было выявление в социальной инклюзии роли родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Основными методами исследования являлись: анкетирование, структурированное интервью. Представленные эмпирические данные показали, что у родителей выявляется три уровня сформированности компетенций по вопросам социальной инклюзии детей. Обнаружена прямая корреляция между уровнем сформированности компетенций родителей по вопросам социальной инклюзии и уровнем сформированности представлений об общественных местах и правилах поведения в них у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. При этом специалисты образовательной организации демонстрируют высокий уровень понимания целей и задач социальной инклюзии, что говорит о возможном потенциале взаимодействия семей и образовательных организаций в вопросах социальной инклюзии обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Полученные данные являются новыми, так как подобных результатов исследований в открытых источниках за последние пять лет не найдено.
Как ссылаться
Титова, О. В. & Клименова, Д. С. (2021). Выявление в социальной инклюзии роли родителей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 2 (56), 162-176. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.56.2.10
Список литературы
1.
Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 216 с. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал «eLIBRARY.RU». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41294210 (дата обращения: 19.06.2021).
2.
Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. No 11 (55). С. 149–162. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25419520 (дата обращения: 19.06.2021).
3.
Браткова М. В., Караневская О. В., Титова О. В. Условия, принципы и этапы разработки индивидуального образовательного маршрута для детей со сложной структурой нарушения [Электронный ресурс] // Специальная педагогика и специальная психология: сб. науч. ст. участников V Междунар. теоретико-методол. семинара. М.: Логомаг, 2013. С. 230–235. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25682627 (дата обраще- ния: 19.06.2021).
4.
Евтушенко И. В., Чернышкова Е. В., Евтушенко Е. А. Роль дополнительного образования в социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей: Традиции и инновации: сб. матлов II Междунар. междисциплинарной науч. конф. / под общ. ред. О. Н. Усановой. М.: Московский институт психоана- лиза, 2020. С. 92–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44089214 (дата обращения: 19.06.2021).
5.
Жигорева М. В. К проблеме типологии сложных нарушений развития у детей [Электронный ресурс] // Л. С. Выготский и современное детство: сб. тезисов Между нар. симпозиума / отв. ред. К. Н. Поливанова. М.: Высшая школа экономики, 2017. С. 205–207. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30033510 (дата обращения: 19.06.2021).
6.
Жигорева М. В. Современные представления о тяжелых множественных нарушениях развития в контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта // Проблемы реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. ст. по матлам круглого стола / сост.: И. Ю. Левченко, А. С. Павлова, М. В. Шешукова. М.: Юкод, 2016. С. 6–16. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26402572 (дата обращения: 19.06.2021).
7.
Завражин С. А., Фортова Л. К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Академический проект, 2003. 402 с. [Электронный ресурс] // Информационноаналитический портал «eLIBRARY.RU». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20076751 (дата обращения: 19.06.2021).
8.
Левченко И. Ю. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: проблемы организации обучения [Электронный ресурс] // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. No 2 (68). С. 3–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26489274 (дата обращения: 19.06.2021).
9.
Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитываю щей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с. [Электронный ресурс] // Информационноаналитический портал «eLIBRARY.RU». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20092536 (дата обращения: 19.06.2021).
10.
Мануйлова В. В. Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: мат-лы VIII Междунар. теоретико-методол. семинара. М.: Парадигма, 2016. С. 50–57. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=26517545 (дата обращения: 19.06.2021).
11.
Петров В. Н., Кантемирова И. Б. Феномен социальной эксклюзии / инклюзии в аспекте образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. No 2 (239). С. 129–137. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39843551 (дата обращения: 19.06.2021).
12.
Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика. Вып. 15. Сер. Антро пология и социальная практика. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. 2017. 280 с. [Электронный ресурс] // Информационноаналитический портал «eLIBRARY.RU». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29026735 (дата обращения: 19.06.2021).
13.
Шаповал И. А. Социальная инклюзия лиц с ограниченными возможностями здоровья деюре и дефакто: «включаемые», «включающиеся», «невключающиеся» [Электронный ресурс] // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2019. No 1. С. 84–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36914285 (дата обращения: 19.06.2021).
14.
Шафран Т. Л. Обеспечение социальной инклюзии школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования жизненных компетенций [Электронный ресурс] // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. матлов II Междунар. науч.практ. конф. ОреховоЗуево: Государственный гуманитарнотехнологический университет, 2017. С. 417–423. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30478395 (дата обращения: 19.06.2021).
15.
Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта. СПб.: Речь, 2007. 477 с.
16.
Юмашева Т. А. Функциональное значение семьи в социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] // Cемья и дети в современном мире: cб. мат-лов Междунар. науч. практ. конф. (СанктПетербург, 22–23 апреля 2019 г.) / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. С. 1058–1066. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42729782 (дата обращения: 19.06.2021).
17.
Amado A. N. Social Inclusion and Community Participation of Individuals with Intellectual / Developmental Disabilities / A. N. Amado et al. // Intellect Dev Disabil. 2013. Vol. 51 (5). P. 360–375. DOI: 10.1352/1934955651.5.360
18.
Bossaert G. Social participation of students with special educational needs in diffe rent educational systems // G. Bossaert et al. // Irish Educational Studies. 2015. Vol. 34 (1). P. 43–54. DOI: 10.1080/03323315.2015. 1010703
19.
Hall S. A. Community Involvement of Young Adults with Intellectual Disabilities: Their Experiences and Perspectives on Inclusion // J Appl Res Intellect Disabil. 2017. Sep. Vol. 30 (5). P. 859871. DOI: 10.1111/jar.12276
20.
Hall T. Review of Experimental Social Behavioral Interventions for Preschool Children: An EvidencedBased Synthesis // Review. 2020. DOI: 10.1177/2158244019899420
21.
Overmars-Marx T, Thomése F, Meininger H. Neighbourhood social inclusion from the perspective of people with intellectual disabilities: Relevant themes identified with the use of photovoice // J Appl Res Intellect Disabil. 2019. Jan. Vol. 32 (1). P. 82–93. DOI: 10.1111/jar.12511
22.
Stacy Clifford Simplican, Geraldine Leader, John Kosciulek, Michael Leahy. Defining social inclusion of people with intellectual and developmental disabilities: An ecological model of social networks and community participation // Research in Developmental Disabilities. 2015. Vol. 38. P. 18–29. DOI: 10.1016/j.ridd.2014.10.008
23.
Thackeray L. A., Eatough V. “Well the Future, that is Difficult”: a hermeneutic phenomenological analysis exploring the maternal experience of parenting a young adult with a developmental disability // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities 2015. Vol. 28 (4). P. 265–275. DOI: 10.1111/jar.12126
24.
Tilly L. Afraid to leave the house: issues leading to social exclusion and loneliness for people with a learning disability // Tizard Learning Disability Review. 2019. Vol. 24. No 4. Р. 168–175. DOI: 10.1108/TLDR0220190005
25.
Wilson C. Inclusion, community, and social relationships: A phenomenological study of the experiences of adults with intellectual and developmental disabilities // Master’s Theses and Doctoral Dissertations. 2017. 910. URL: http://commons.emich.edu/theses/910 (дата обращения: 19.06.2021).