Авторы
- Крупа Татьяна Викторовна кандидат психологических наук
- Лебедев Арсений Александрович
- Обухов Алексей Сергеевич кандидат психологических наук, доцент
Аннотация
Аннотация. В статье представлено исследование по проблеме организации дополнительного образования школьников в цифровой среде. Цель статьи — выявление основных направлений исследований педагогических, социальных и психологических аспектов организации дополнительного образования школьников в цифровых средах, освещенных в научных публикациях за последние годы. Исследование проводилось с применением поисковых систем по индексируемым базам научных публикаций на английском языке с последующим анализом по заданным параметрам. Анализировались следующие аспекты дополнительного образования школьников с использованием цифровых сред: 1 — педагогические (формы и форматы реализации дополнительного образования; технологии и типы построения обучения; применяемые цифровые инструменты; особенности построения обратной связи и оценка образовательных результатов); 2 — психологические (развитие навыков XXI века); 3 — социальные (проникновение цифровых сред в дополнительное образование; преодоление социального и экономического неравенства; особенности социальной идентификации). Показано, что проблема изучения дополнительного образования школьников в цифровой среде все еще находится на периферии внимания научного сообщества. В основном обсуждается применение цифровых сред в контексте традиционных занятий в офлайн-форме. Растущий успех онлайн-продуктов для дополнительного образования в мире и отсутствие в научных публикациях материалов по ним делает научные исследования в этой области особенно актуальными.
Список литературы
1.
Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. C. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1109-asmolov40.html
2.
Базанова Е. М., Соколова Е. Е. Массовые онлайн-курсы по академическому письму: управление мотивацией обучения студентов // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 99-109.
3.
Гетман А. В., Керша Ю. Д., Косарецкий С. Г. Мотивация учащихся к изучению естественных наук: межстрановой анализ взаимосвязи с уровнем естественно-
научной грамотности // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. C. 77-87. DOI: 10.17759/pse.2020250607
4.
Обухов А. С. Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределённости и изменчивости мира // Исследователь.
2019. № 1-2. С. 10-21.
5.
Павлов А. В. Дополнительное образование детей в условиях пандемии: совсем немного времени для важных, но нужных выводов // ПРО ДОД. 2020. № 5. С. 5-14.
6.
Пентин А. Ю. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA / А. Ю. Пентин и др. // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109. DOI: 10.17323/1814-95452018-1-79-109
7.
Поливанова К. Н. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей / К. Н. Поливанова и др. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 384 с.
8.
Семенова Т. В., Вилкова К. А. Вклад характеристик участников массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в формирование уровня удовлетворенности обучением // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 4. С. 262-277. DOI: 10.14515/monitoring.2019.4.13
9.
Barreto D., Vasconcelos L., Orey M. Motivation and learning engagement through playing math video games // Malaysian Journal of Learning and Instruction. 2017. Vol. 14. № 2. P. 1-21. DOI: 10.32890/mjli2017.14.2.1
10.
Burch P., Good A., Heinrich C. Improving access to, quality, and the effectiveness of digital tutoring in K-12 education // Educational Evaluation and Policy Analysis. 2016. Vol. 38. № 1. P. 65-87. DOI: 10.3102/0162373715592706
11.
Carissoli C., Villani D. Can Videogames Be Used to Promote Emotional Intelligence in Teenagers? Results from EmotivaMente, a School Program // Games for Health Journal. 2019. Vol. 8. № 6. P. 407-413. DOI: 10.1089/g4h.2018.0148
12.
Davis K., Fullerton S. Connected learning in and after school: Exploring technology's role in the learning experiences of diverse high school students // The Information Society. 2016. Vol. 32. № 2. P. 98-116. DOI: 10.1080/01972243.2016.1130498
13.
Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 182-185. DOI: 10.1037/A0012801
14.
Hamm J. M. A motivation treatment to enhance goal engagement in online learning environments: Assisting failure-prone college students with low optimism / J. M. Hamm et al. // Motivation Science. 2019. Vol. 5 (2). P. 1-45. DOI: 10.1037/ mot0000107
15.
Harvey D. From the student perspective: Experiences of middle and high school students in online learning / D. Harvey et al.// American Journal of Distance Education. 2014. Vol. 28. № 1. P. 14-26. DOI: 10.1080/08923647.2014.868739
16.
Hofferth S. L. Home media and children's achievement and behavior // Child development. 2010. Vol. 81. № 5. P. 1598-1619. DOI: 10.1111/j.1467-8624.2010. 01494.x
17.
Huang X. Intelligent tutoring systems work as a math gap reducer in 6th grade after-school program / X. Huang et al. // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 47. P. 258-265. DOI: 10.1016/j.lindif.2016.01.012
18.
Ito M. Connected learning: An agenda for research and design / M. Ito et al. // Digital Media and Learning Research Hub. 2013.
19.
Ito M. Hanging out, messing around, and geeking out: Kids living and learning with new media / M. Ito et al. The MIT Press, 2010. 440 р.
20.
Ivaniushina V. A., Aleksandrov D. A. Socialization through informal education: The extracurricular activities of Russian schoolchildren // Russian Education & Society. 2015. Vol. 57. № 4. Р. 189-213. DOI: 10.1080/10609393.2015. 1068553
21.
King E. M. Designing after-school learning using the massively multiplayer online role-playing game // Theory Into Practice. 2015. Vol. 54. № 2. P. 128-135. DOI: 10.1080/ 00405841.2015.1010844
22.
Kuo M. J. How does an online game based learning environment promote students' intrinsic motivation for learning natural science and how does it affect their learning outcomes? // 2007 First IEEE International Workshop on Digital Game and Intelligent Toy Enhanced Learning (DIGITEL'07). P. 135-142. DOI: 10.1109/DIGITEL. 2007.28
23.
Martinez C. Imagine the Person in Front of You: How Teachers Promote Responsible Online Communication in Swedish Leisure-Time Centers // Scandinavian Journal of Educational Research. 2020. P. 1-15. DOI: 10.1080/00313831.2020. 1788140
24.
Martinez C. Promoting critical digital literacy in the leisure-time center: views and practices among Swedish leisure-time teachers // Nordic Journal of Digital Literacy. 2019. Vol. 14. № 3-4. P. 134-146. DOI: 10.18261/issn.1891-943x-2019-03-04-04^
25.
Mayer, J. D., Salovey, P. What is emotional intelligence // Emotional development and emotional intelligence: Educational implications. 1997. Vol. 3. P. 31.
26.
Mourgela V., Pacurar E. Children, Extracurricular Activities, and Digital Media: The Process of Displacement and School Performance // Journal of Educational Computing Research. 2018. Vol. 56. № 2. P. 202-225. DOI: 10.1177/0735633117707792
27.
Puigcercos R. M. Young people's learning trajectories in the digital age // Digital Education Review. 2018. № 33. P. 39-54. DOI: 10.1344/der.2018.33.39-54
28.
Tyner K. Literacy in a digital world: Teaching and learning in the age of information. Routledge, 2014.
29.
Vickery J. R. The role of after-school digital media clubs in closing participation gaps and expanding social networks // Equity & Excellence in Education. 2014. Vol. 47. № 1. P. 78-95. DOI: 10.1080/10665684.2013.866870
30.
Watkins S. C. Digital divide: Navigating the digital edge // International Journal of Learning and Media. 2011. Vol. 3. № 2. P. 1-12.
31.
Wood D., Bruner J. S., Ross G. The role of tutoring in problem solving // Journal of child psychology and psychiatry. 1976. Vol. 17. № 2. P. 89-100. DOI: 10.1111/j.1469-7610.1976.tb00381.x
32.
Yalavac G., Samur Y. Students' and Teachers' Perceptions of after School Online Course // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. 15. № 1. P. 147-162. DOI: 10.13187/ejced.2016.15.147
33.
Zhang D., Tang X. The influence of extracurricular activities on middle school students' science learning in China // International Journal of Science Education. 2017. Vol. 39. № 10. P. 1381-1402. DOI: 10.1080/09500693.2017.1332797