Главная Выпуски №4 (58)

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическое образование , УДК: 37.04 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.02

Авторы

  • Комаров Роман Владимирович доцент, кандидат психологических наук
  • Восторгова Елена Владимировна кандидат педагогических наук, кандидат педагогических наук
  • Комарова Дарья Сергеевна
  • Кравченко Ольга Сергеевна

Аннотация

В статье на основе системной методологии, деятельностного подхода и анализа современных подходов к персонализации образовательного процесса представлена концептуально-онтологическая модель системы диагностики качества образовательной среды, ориентированной на персонализированное обучение школьников в условиях дополнительного образования, в том числе технической направленности. Дан обзор разработанных за последние три года и получивших применение в практике разных стран измерительных инструментов, предназначенных для оценки частных и обобщенных сторон качества образовательной среды. Введена проектная рамка, в контексте которой разрабатывалась авторская концепция диагностики качества образовательной среды, ориентированной на персонализированное обучение школьников в условиях дополнительного образования (концепция). Раскрыты основные понятия системной методологии, на основе которой проинтерпретированы смыслообразующие понятия концепции: образовательная среда и ее качество; обучающийся как объект влияния образовательной среды и субъект самоопределения в ней; всестороннее удовлетворение образовательных потребностей как фокусированный полезный результат и др. С системных позиций через характеристики открытости и негэнтропийности описаны специфика системы дополнительного образования, принципы ее построения, психолого-педагогические феномены, выявляемые в дополнительном образовании. В вопросах об индивидуализации и персонализации образовательного процесса сделан обзор существующих в этом отношении подходов и моделей, а также представлена 3D-модель пространства интерпретаций понятия персонализации обучения, снимающая существующие противоречия, и дана авторская классификация видов образовательных запросов обучающихся в системе дополнительного образования в соотношении с понятиями «дифференциация», «индивидуализация» и «персонализация». На основе димензиональной онтологии предпринята попытка построения концептуальной 3D-модели структуры персонализированной образовательной среды системы дополнительного образования, включающая компоненты (предметно-пространственный, организационно-педагогический, ключевые участники образовательного процесса и содержание обучения) и отражающая такие специфические качественные характеристики образовательной среды, как: комфорт и безопасность, обогащающий и вариативный потенциал, развивающий и личностноориентированный потенциал.

Как ссылаться

Комаров, Р. В., Восторгова, Е. В., Комарова, Д. С. & Кравченко, О. С. (2021). КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (58), 26. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.02
Список литературы
1. 1. Sen A. I. Learning science outside the classroom: development and validation of the out-of-school learning environments perception scale / A. I. Sen et al. // Journal of Outdoor and Environmental Education. 2021. Vol. 24. P. 19–36. DOI: https://doi.org/10.1007/s42322-020-00070-7
2. 2. Zandvliet D. B., Stanton A., Dhaliwal R. Design and Validation of a Tool to Measure Associations between the Learning Environment and Student Well-Being: The Healthy Environments and Learning Practices Survey (HELPS) // Innov High Educ. 2019. Vol. 44. P. 283–297. DOI: https://doi.org/10.1007/s10755-019-9462-6
3. 3. Lee P. M. J., Quek C. L. Preschool teachers’ perceptions of school learning environment and job satisfaction // Learning Environ Res. 2018. Vol. 21. P. 369–386. DOI: https://doi.org/10.1007/s10984-017-9256-7
4. 4. Koul R. B. Evaluation of engineering and technology activities in primary schools in terms of learning environment, attitudes and understanding / R. B. Koul et al. // Learning Environ Res. 2018. Vol. 21. P. 285–300. DOI: https://doi.org/10.1007/s10984-017-9255-8
5. 5. Marcarini M. Pedarchitecture: Which Learning Environments for the Personalisation of Teaching and Learning? An Educational Architecture for the Schools of the Future // Teacher Transition into Innovative Learning Environments / eds. W. Imms, T. Kvan. Springer, Singapore, 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-15-7497-9_8
6. 6. Starkey L. The Use of Furniture in a Student-Centred Primary School Learning Environment / L. Starkey et al. // NZ J Educ Stud. 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s40841-020-00187-9
7. 7. Bonem E. M., Fedesco H. N., Zissimopoulos A. N. What you do is less important than how you do it: the effects of learning environment on student outcomes // Learning Environ Res. 2020. Vol. 23. P. 27–44. DOI: https://doi.org/10.1007/s10984-019-09289-8
8. 8. Nyabando T., Evanshen P. Second Grade Students’ Perspectives of Their Classrooms’ Physical Learning Environment: A Multiple Case Study // Early Childhood Educ J. 2021. DOI: https://doi.org/10.1007/s10643-021-01183-4
9. 9. Sigurðardóttir A. K. Student-Centred Classroom Environments in Upper Secondary School: Students’ Ideas About Good Spaces for Learning Versus Actual Arrangements // Transforming Education / eds. L. Benade, M. Jackson. Springer, Singapore, 2018. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-5678-9_12
10. 10. Bertalanffy L. von. General System Theory — A Critical Review // General Systems. 1962. Vol. VII. P. 1–20.
11. 11. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем [Электронный ресурс] // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. С. 5–61. URL: https://keldysh.ru/pages/BioCyber/RT/Functional.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
12. 12. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 405 с.
13. 13. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
14. 14. Платонов К. К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
15. 15. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Шк. культ. полит., 1995. 800 с.
16. 16. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
17. 17. Рыжов Б. Н. Системная психология (второе издание). М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29949791 (дата обращения: 01.06.2021).
18. 18. Тюков А. А. Психология развития в комплексе современной антропологии [Электронный ресурс] // Системная психология и социология. 2011. № 3. С. 18–38. URL: http://www.systempsychology.ru/journal/2011_3/50-tyukov-aa-psihologiya-razvitiyav-komplekse-sovremennoy-antropologii.html (дата обращения: 01.06.2021).
19. 19. Andrews K., Willis, J. Imaginings and Representations of High School Learning Spaces: Year 6 Student Experiences // School Spaces for Student Wellbeing and Learning / eds. H. Hughes, J. Franz, J. Willis. Springer, Singapore, 2019. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-13-6092-3_5
20. 20. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3–15. URL: http://www.metodolog.ru/01187/01187.html (дата обращения: 01.06.2021).
21. 21. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. [Электронный ресурс] // Marxists Internet Archive [Марксистский интернет-архив]. URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanielichnost.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
22. 22. Raufelder D., Kulakow S. The role of the learning environment in adolescents’ motivational development // Motivation and Emotion. 2021. June. Vol. 45 (3). P. 299–311. DOI: https://doi.org/10.1007/s11031-021-09879-1
23. 23. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.
24. 24. Комаров Р. В. Fusion-модель профориентации воспитанников детских домов в условиях дополнительного образования / Р. В. Комаров, Е. В. Восторгова, Д. С. Комарова и др. // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 4. С. 64–74. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2018.46.4.06.
25. 25. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей / под ред. А. В. Мудрик. М.: Академия, 2004. 240 с.
26. 26. Комаров Р. В. Роль системы дополнительного образования в развитии одаренности учащихся [Электронный ресурс] // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 79–88. URL: http://www.systempsychology.ru/journal/2013_8/155-komarov-rvrol-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-razvitii-odarennosti-uchaschihsya.html (дата обращения: 01.06.2021).
27. 27. Panjaburee P., Srisawasdi N. An integrated learning styles and scientific investigation-based personalized web approach: a result on conceptual learning achievements and perceptions of high school students // J. Comput. Educ. 2016. Vol. 3. P. 253–272. DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-016-0066-1
28. 28. Alamri H. A., Watson S., Watson W. Learning Technology Models that Support Personalization within Blended Learning Environments in Higher Education // TechTrends. 2021. Vol. 65. P. 62–78. DOI: https://doi.org/10.1007/s11528-020-00530-3
29. 29. Chyrkс P. The Book of Trends in Education 2.0 / P. Chyrkс et al. [Электронный ресурс] // Young Digital Planet SA a Sanoma Company. URL: https://www.ydp.eu/assets/pdf/The-Book-of-Trends-in-Education-2.0-YDP.pdf (дата обращения: 01.06.2021).
30. 30. Tetzlaff, L., Schmiedek, F., Brod, G. Developing Personalized Education: A Dynamic Framework // Educ Psychol Rev. 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-020-09570-w
31. 31. Коменский Я. А. Великая дидактика. Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. 321 с.
32. 32. Комаров Р. В., Ковалева Т. М. Персонализация образовательного процесса: 3D-пространство интерпретаций // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2021. № 1. С. 8–22. DOI: https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.55.1.01
33. 33. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
34. 34. Комаров Р. В. Психологическая 3D-модель одаренности [Электронный ресурс] // Психология одаренности и творчества. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 113–124. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29979326 (дата обращения: 01.06.2021).
35. 35. Abbott D. Development of Cross-Curricular Key Skills Using a 3D Immersive Learning Environment in Schools / D. Abbott et al. // Immersive Learning Research Network. iLRN, 2017 / eds. Beck D. et al. Communications in Computer and Information Science book series (CCIS, vol. 725). Springer, Cham, 2017. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60633-0_6
36. 36. Dempster N. Establishing Positive Conditions for Learning / N. Dempster, T. Townsend, G. Johnson et al. // Leadership and Literacy. Springer, Cham, 2017. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-54298-0_7