Главная Выпуски №4 (58)

ФИЗИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специальная педагогика и специальная психология , УДК: 159.98 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.11

Авторы

  • Коган Борис Михайлович профессор, доктор биологических наук
  • Жаков Дмитрий Андреевич

Аннотация

Актуальность проблемы исследования обусловлена нарастающим противоречием между теоретическим признанием значимости физической стороны психического развития и практической нереализованностью данного положения в коррекционной психологии. В практике коррекционного психолога достаточно часто встречаются случаи, связанные с дефицитом моторного развития. В связи с этим данная статья направлена на выявление влияния физического компонента психического развития на становление речи у детей дошкольного возраста. Цель исследования: изучение влияния физического компонента психического развития на становление речи у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1) представить теоретические аспекты влияния физического компонента психического развития на становление речи у детей дошкольного возраста; 2) эмпирически исследовать влияние физического компонента психического развития на становление речи у детей дошкольного возраста. Ведущими методами в исследовании данной проблемы являлись методы наблюдения и анкетирования, которые позволили выявить актуальный уровень речевого развития ребенка и качественно охарактеризовать особенности моторной сферы развития. Выборка исследования включала пятнадцать испытуемых в возрасте от 3 до 4,5 лет с различными нарушениями речи. В статье теоретически обосновано положение о связи психомоторного развития и развития высших психических функций (на примере речевого развития), эмпирически доказана эффективность методов коррекции, ориентированных на фасилитацию моторного развития в коррекции речевых нарушений. В статье на конкретных примерах продемонстрировано влияние моторного компонента психического развития на формирование речи детей.

Как ссылаться

Коган, Б. М. & Жаков, Д. А. (2021). ФИЗИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (58), 203. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.11
Список литературы
1. 1. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: метод замещающего онтогенеза: учеб. пособие. М.: Генезис, 2007. 474 с. ISBN 5-98563-072-2.
2. 2. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2019. 768 с. ISBN: 978-5-4461-0836-7.
3. 3. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / под общ. ред. Е. Завершнева, Рене ван дер Веера. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. 608 с. ISBN 978-5-88373-064-0.
4. 4. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Книга по требованию, 2012. 477 с.
5. 5. Бернштейн Н. А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений. М.: СпортАкадемПресс, 2017. 295 c.
6. 6. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга: попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы (с биографией И. М. Сеченова). М.: ЛЕНАНД, 2019. 128 с.
7. 7. Годдард С. Методы оценки и коррекции когнитивных способностей ребенка. О взаимосвязи между рефлексами новорожденных и расстройствами развития учебных и поведенческих навыков. М.: Академия медицинской кинезиологии и мануальной терапии, 2019. 89 с.
8. 8. Васильева Л. Ф., Крашенинников В. Л. Вегетативные рефлексы (примитивные, безусловные) в педиатрии и геронтологии. М.: Академия медицинской кинезиологии и мануальной терапии, 2019. 174 с. ISBN: 978-5-93369-356-7.
9. 9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М.: Владос, 2021. 240 с.
10. 10. Веревкин А. С. Применение кинезиотейпирования при устранении речевых нарушений у детей // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат-лам LXXVII Студ. междунар. науч.-практ. конф. 2019. Май. № 5 (77). Новосибирск: АНС «Сибирская академическая книга», 2019. С. 41–45. URL: https://sibac.info/archive/guman/5(77).pdf
11. 11. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. СПб.: Питер, 2008. 80 с. ISBN: 978-5-388-00442-0.
12. 12. Горячева Т. Г., Мисоченко М. С. Промежуточные результаты нейропсихологического анализа развития детей, имеющих риски перинатальной патологии // Педиатр. Клиническая психология. 2015. Т. VI. № 4. С. 90–96. DOI: https://doi.org/10.17816/PED6490-96
13. 13. Платохина Н. А., Абашина Н. Н. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал концепт. 2018. № 11. С. 73–83. DOI: https://doi.org/10.24411/2304-120X-2018-11085
14. 14. Чобан-Пилецкая А. М. Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 54–3. С. 85–88. DOI: https://doi.org/10.18411/lj-09-2019-70
15. 15. Bemhardsson S. A preference for dialogue: exploring the influence of patient preferences on clinical decision making and treatment in primary care physiotherapy / S. Bemhardsson, K. S. Samsson, K. Johansson et al. // European Journal of Physiotherapy. 2019. Vol. 21. P. 107–114. DOI: https://doi.org/10.1080/21679169.2018.1496474
16. 16. Blythe S. The physicality of learning // Early Years Educator. 2012. Vol. 14. P. 14–16. DOI: https://doi.org/10.12968/eyed.2012.14.1.14
17. 17. Cameron A. Flood Trauma Survival and Recovery Using MNRI Reflex Neuro-Integration Therapy / A. Cameron, P. Shackleford, L. Ortego et al. // International Journal of Physical Medicine & Rehabilitation. 2017. Vol. 05 (06). P. 65–74. DOI: https://doi.org/10.4172/2329-9096.1000439
18. 18. Dodd B. Delayed and disordered development of articulation and phonology between four and seven years / B. Dodd, Ttofari-Eecen K., Brommeyer K. et al. // Child Language Teaching and Therapy. 2017. Vol. 34 (2). P. 87–99. DOI: https://doi.org/10.1177/0265659017735958
19. 19. Fox A. V., Dodd B., Howard D. Risk factors for speech disorders in children // International Journal of Language & Communication Disorders. 2002. April – June. Vol. 37 (2). P. 117–131. DOI: https://doi.org/10.1080/13682820110116776
20. 20. Waring R. Speech development in preschool children: Evaluating the contribution of phonological short-Term and phonological working memory / R. Waring, S. R. Liow, P. Eadie et al. // Journal of Child Language. 2019. Vol. 46 (4). P. 1–21. DOI: https://doi.org/10.1017/S0305000919000035
21. 21. Gieysztor E., Choinska A. M., Paprocka-Borowicz M. Persistence of primitive reflexes and associated motor problems in healthy preschool children // Archives of Medical Science. 2018. Vol. 14. P. 167–173. DOI: https://doi.org/10.5114/aoms.2016.60503
22. 22. Ihle-Hansen H. A physical activity intervention to prevent cognitive decline after stroke: secondary results from the Life After Stroke study, an 18-month randomized controlled trail / H. Ihle-Hansen, B. Langhammer, S. Lydersen et al. // Journal of rehabilitation medicine. 2019. Vol. 51. P. 646–651. DOI: https://doi.org/10.2340/16501977-2588
23. 23. Masgutova S., Shackleford, P. The Use of Restoring Resources of the Survival Roles and Reflex Patterns in MNRI (Reflex Integration) Interactive Training of Personality Growth and Interpersonal Relations // Social Psychology and Society. 2018. Vol. 8 (4). P. 134–164. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080410
24. 24. Pallesen H. The body participating: a qualitative study of early rehabilitation participation for patients with severe brain injury and low level of consciousness / H. Pallesen, L. B. Lund, M. Jensen et al. // European Journal of Physiotherapy. 2018. Vol. 20. P. 2–11. DOI: https://doi.org/10.1080/21679169.2017.1347706
25. 25. Sulltane B., Aranit G., Fatlinda S. Measuring Primitive Reflexes in Children with Learning Disorders // European Journal of Multidisciplinary Studies Articles, European Center for Science Education and Research. 2017. Vol. 2, EJMS May. P. 285–298. DOI: https://doi.org/10.26417/ejms.v5i1.p285-298
26. 26. Zago M. Sex differences in the gait kinematics of patients with Down syndrome: A preliminary report / M. Zago, C. Condoluci, M. Pau et al. // Journal of rehabilitation medicine. 2019. Vol. 51. P. 144–146. DOI: https://doi.org/10.2340/16501977-2507
Скачать файл .pdf 391.66 кб