Главная Выпуски №4 (58)

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ СТРУКТУР У ВЗРОСЛЫХ

Психология , УДК: 740 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.08

Авторы

  • Шиян Ольга Александровна доцент, кандидат педагогических наук
  • Воробьева Ирина Игоревна кандидат психологических наук, кандидат психологических наук
  • Копасовская Софья Константиновна
  • Шиян Игорь Богданович доцент, кандидат психологических наук
  • Зададаев Сергей Алексеевич доцент, кандидат физико-матемаических наук

Аннотация

В работе исследуются связи между формально-логическими и диа- лектическими мыслительными структурами. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке из 161 респондента в возрасте от 18 до 68 лет. Исследование включало методики, направленные на диагностику диалектического мышления, формально-логического мышления и умения устанавливать отношения противоположности в разных контекстах: «Что может быть одновременно?», «Вклю- чение классов», «Умозаключения», «Что может быть наоборот?», «Стержни», «Вопрошание ». Приводятся свидетельства дискриминативности использованных методик. В исследовании не обнаружено значимых взаимосвязей между формально-логическим и диалектическим мышлением. Результаты позволяют поставить под вопрос тезис о том, что диалектическое мышление является постформальным, и предположить, что оно представляет собой независимую от формального мышления линию когни- тивного развития взрослых. При этом наблюдаются свидетельства того, что умение оперировать противоположностями является универсальной характеристикой логи- ческого мышления, важной как для формальных операций, так и для диалектического мышления.

Как ссылаться

Шиян, О. А., Воробьева, И. И., Копасовская, С. К., Шиян, И. Б. & Зададаев, С. А. (2021). ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИХ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ СТРУКТУР У ВЗРОСЛЫХ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (58), 132. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.08
Список литературы
1. 1. Киган Р. Неприятие перемен: как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 367 с.
2. 2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина нон-фикшн 2011. 496 c.
3. 3. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / ред. Л. Ф. Обухова, Г. В. Бурменская. М.: Гардарики, 2001. 624 с.
4. 4. Пиаже Ж., Инхельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003. 159 с.
5. 5. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с.
6. 6. Commons M., Ross S. N. What Postformal Thought Is, and Why It Matters // World Futures. 2008. № 64. Р. 321–329. DOI: https://doi.org/0.1080/02604020802301139
7. 7. Despotović М. Knowledge and Cognitive Development in Adulthood // Andragoske studije. 2014. Р. 39–60.
8. 8. Kallio E. K. Integrative thinking is the key: An evaluation of current research into the development of adult thinking // Theory &amp Psychology. 2011. № 21. DOI: https://doi.org/10.1177/0959354310388344
9. 9. Gidley J. Educating for evolving consciousness: voicing the emergency for love, life and wisdom’ // International Handbook of Education for Spirituality, Care and Wellbeing / eds. M. de Souza, L. J. Francis, J. O’Higgins-Norman, D. Scott. Springer, Netherlands, 2009. Р. 553–561.
10. 10. Kincheloe J., Steinberg S. A Tentative Description of Post-Formal Thinking: The Critical Confrontation with Cognitive Theory // Harvard Educational Review. 1993. September. Vol. 63. № 3. Р. 296–321.
11. 11. Commons M. L. Hierarchical complexity of tasks shows the existence of developmental stages / M. L. Commons, E. J. Trudeau, S. A. Stein et al. // Developmental Review. 1998. № 8 (3). Р. 237–278.
12. 12. Sinnott J. D. Postformal Thought and Adult Development: Living in Balance // The Plenum series in adult development and aging: Handbook of adult development / eds. J. Demick, C. Andreoletti. Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2003. P. 221–238. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4615-0617-1_12
13. 13. Sinnott J. D. Postformal Thinking: The Relativistic Stage // Beyond Formal Operations: Late Adolescent and Adult Cognitive Development / Eds. M. L. Commons, F. A. Richards, C. Armon. Praeger, New York, 1984. P. 298–325.
14. 14. Commons M., Bresette L., Ross S. N. The Connection Between Postformal Thought and Major Scientific Innovations // World Futures. 2008. № 64. P. 503–512. DOI: https://doi.org/10.1080/02604020802303838
15. 15. Blouin P. S., Mckelvie S. Postformal thinking as a predictor of creativity and of the identification and appreciation of irony and metaphor // North American Journal of Psychology. 2012. № 14. Р. 39–60.
16. 16. Kallio E. K. From Multiperspective to Contextual Integrative Thinking in Adulthood: Considerations on Theorisation of Adult Thinking and its Place as a Component of Wisdom // Development of Adult Thinking: Interdisciplinary Perspectives on Cognitive Development and Adult Learning / ed. E. K. Kallio. London: Routledge, 2020.
17. 17. Perry W. G. Forms of intellectual and ethical development in the college years: A scheme. New York: Holt, Rinehart, and Winston, 1970.
18. 18. Rothenberg A. The Janusian process in scientific creativity // Creativity Research Journal. 1996. № 9 (2-3). Р. 207–231.
19. 19. Bagley C., Sawyerr A., Abubaker M. Dialectic Critical Realism: Grounded Values and Reflexivity in Social Science Research // Advances in Applied Sociology. 2016. Р. 400–419. DOI: https://doi.org/10.4236/aasoci.2016.612030
20. 20. Riegel K. F. Dialectic operations: The final period of cognitive development // Human Development. 1973. № 16 (5). Р. 346–370.
21. 21. Бессечес М. Диалектическое мышление и развитие взрослых. М.: Мозаика-Синтез, 2018. 568 с.
22. 22. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2005. 150 с.
23. 23. Laske О. Laske’s Dialectical Thought Form Framework (DTF) as a Tool for Creating Integral Collaborations: Applying Bhaskar’s Four Moments of Dialectic to Reshaping Cognitive Development as a Social Practice // Integral Review. 2015.
24. 24. Arlin P. K. Cognitive development in adulthood: A fifth stage? // Developmental Psychology. 1975. № 11 (5). Р. 602–606. DOI: https://doi.org/0.1037/0012-1649.11.5.602
25. 25. Paletz S. B. F., Peng K. Problem Finding and Contradiction: Examining the Relationship Between Naive Dialectical Thinking, Ethnicity, and Creativity // Creativity Research Journal. 2009. № 21 (2-3). Р. 139–151. DOI: https://doi.org/10.1080/10400410902858683
26. 26. Paletz S. Dialectical Thinking and Creativity from Many Perspectives: Contradiction and Tension / S. Paletz, K. Bogue, E. Miron-Spektor et al. // The Psychological and Cultural Foundations of East Asian Cognition: Contradiction, Change, and Holism. 2015. P. 267–308. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780199348541.003.0009
27. 27. Белолуцкая А. К. Подходы к исследованию диалектического мышления // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 2. С. 44–54.
28. 28. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с.
29. 29. Оруджев З. М. Формально-логическое и диалектическое противоречие. Различие структур // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. 343 с.
30. 30. Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. 215 с.
31. 31. Benack S., Basseches M., Swan T. Dialectical thinking and adult creativity // Handbook of creativity / eds. J. A. Glover, R. R. Ronning, C. R. Reynolds. New York, NY: Plenum Press, 1989. Р. 199–208.
32. 32. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. 1950. № 5 (9). P. 444–454.
33. 33. Piaget J. Les formes élémentaires de la dialectique. Première édition. Collection Idées. Germany: Gallimard // Parution. 1980. October 14. № 427.
34. 34. Stewart J. Reviews Laske on Dialectical Thinking // Integral Leadership Review. 2016. August 31.
35. 35. Запорожец А. В., Луков Г. Д. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3. № 1. С. 101–108.
36. 36. Grossmann I. Dialecticism across the Lifespan: Towards a Deeper Understanding of the Ontogenetic and Cultural Factors Influencing Dialectical Thinking and Emotional Experience. 2017. DOI: https://doi.org/10.31234/OSF.IO/9AGDP
37. 37. van IJzendoorn M. Riegel and dialectical psychology: In search for the changing individual in a changing society / M. van IJzendoorn, F. Goossens, R. van der Veer et al. // Storia e critica della psicologia. 1984. № 5. Р. 5–28.
38. 38. Miller S. A. Contradiction, surprise, and cognitive change: the effects of disconfirmation of belief on conservers and nonconservers // Journal of Experimental Child Psychology. 1973. February. № 15 (1). Р. 47–62.
39. 39. Peng K., Spencer-Rodgers J., Nian Z. Naïve Dialecticism and the Tao of Chinese Thought // Indigenous and Cultural Psychology. International and Cultural Psychology / eds. U. Kim, K. S. Yang, K. K. Hwang. Springer, Boston, MA, 2006. DOI: https://doi.org/10.1007/0-387-28662-4_11
40. 40. Yang C.-С., Wan C. S., Chiou W. B. Dialectical thinking and creativity among young adults: A postformal operations perspective // Psychological Reports. 2010. № 106. Р. 1–14.
41. 41. Wu P.-L., Chiou W. B. Postformal thinking and creativity among late adolescents: a post-Piagetian approach // Adolescence. 2008. № 43. Р. 237–251.
42. 42. Веракса Н. Е., Зададаев С. А. Структурно-диалектический метод психологического анализа и его математическая модель // Журнал Психологического общества им. Л. С. Выготского. M., 2000. № 1. C. 34–43.
43. 43. Веракса Н. Е., Кудрявцев В. Т. Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2014. № 20 (142).
44. 44. Шиян И. Б. Структурно-диалектическая психология развития и культурно-историческая теория Л. С. Выготского // Вестник МГПУ. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 1. C. 34–43.
45. 45. Шиян О. А. Понимание процессов развития как путь развития творческого мышления у дошкольников / О. А. Шиян, С. А. Зададаев, И. Б. Шиян и др. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 6. С. 46–57.
46. 46. Шиян О. А., Копасовская С. К., Цюпко Г. М. Оперирование противоположностями в дошкольном и младшем школьном возрастах: возрастные различия и возможности развития // Вестник МГПУ. Серия «Психология и педагогика». 2018. № 3. С. 50–60.
47. 47. Бренифье О. Философствование посредством антиномий // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа: сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф.- семинара, 11–13 апреля 2010 г. Салехард, 2010. № 3 (66).
48. 48. Bianchi I. Overtly prompting people to “think in opposites” supports insight problem solving / I. Bianchi, E. Branchini, R. Burro et al. // Thinking and Reasoning. 2019. Vol. 26 (1). P. 31–67. DOI: https://doi.org/10.1080/13546783.2018.1553738
49. 49. Branchini E. Can Contraries Prompt Intuition in Insight Problem Solving? / E. Branchini, I. Bianchi, R. Burro et al. // Frontiers in Psychology. 2016. December. Vol. 7. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01962
50. 50. Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во Московского университета, 1980. 150 с.
51. 51. Almeida P. Critical Thinking, Questioning and Creativity as Components of Intelligence // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. № 30. Р. 357–362. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.070
52. 52. Крашенинников Е. Е. Самоактуализация человека в процессе развития диалектического мышления // Крашенинников Е. Е. Вопросы диалектической психологии: курс лекций. М.: МГПУ, 2017. 156 с. С. 28–41.
Скачать файл .pdf 983.71 кб