Главная Выпуски №4 (58)

TEACHERS UNDER STRESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: ANALYSIS OF A SUCCESSFUL CASE

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 371.78 DOI: 10.25688/2076-9121.2021.58.4.05

Авторы

  • Петракова Анастасия Владимировна PhD, PhD
  • Канонир Татьяна Николаевна PhD, PhD
  • Куликова Алена Александровна PhD, PhD
  • Орел Екатерина Алексеевна кандидат психологических наук, кандидат психологических наук

Аннотация

В рамках исследования изучался опыт учителей во время дистанционного обучения в условиях пандемии COVID-19 и локдауна весной 2020 года, их оценка переживаемого ими психологического стресса и факторов, влияющих на него, а также стратегий, при помощи которых они пытались себе помочь. В данной статье мы представляем описание уникального кейса успешной организации работы в изменившихся условиях. В работе представлен анализ интервью с учителями из одной частной немецко-русской школы города Берлина (ФРГ). Интервью состояло из следующих тематических блоков: а) об изменениях в жизни и работе, б) о субъективной оценке учителей: находятся ли они в стрессе и какие стратегии совладания они используют, в) о представлениях учителей о будущем: как будут выглядеть их жизнь и работа после пандемии. Результаты интервью были проанализированы с помощью контент-анализа. Было выявлено, что административная и техническая поддержка школы и сохранение нагрузки почти на том же уровне, что и до перехода на дистанционное обучение, снижают уровень психологического стресса. По результатам работы также были определены продуктивные стратегии совладания со стрессом: позитивное переосмысление ситуации; поиск социальной поддержки; поддержание баланса между работой и личной жизнью посредством заботы о себе, физической активности и хобби. Обсуждается прикладное значение настоящих выводов.

Как ссылаться

Петракова, А. В., Канонир, Т. Н., Куликова, А. А. & Орел, Е. А. (2021). TEACHERS UNDER STRESS DURING THE COVID-19 PANDEMIC: ANALYSIS OF A SUCCESSFUL CASE Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (58), 90. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.05
Список литературы
1. 1. Fink, G. (2017). Stress: Concepts, definition and history. In L. R. Squire (Ed.). Encyclopedia of Neuroscience (pp. 549–555). Academic Press. http://doi.org/10.1016/B978-0-12-809324-5.02208-2
2. 2. Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal, and coping. Germany: Springer publishing company.
3. 3. Holmes, E. A., O’Connor, R. C., Perry, V. H., Tracey, I., Wessely, S., Arseneault, L., Ballard, C., Christensen, H., Cohen, Silver, R., Everall, I., Ford, T., John, A., Kabir, T., King, K., Madan, I., Michie, S., Przybylski, A. K., Shafran, R., Sweeney, A., Worthman, C. M., ..., Bullmore, E. (2020). Multidisciplinary research priorities for the COVID-19 pandemic: a call for action for mental health science. Lancet Psychiatry, 7, 547–560. http://doi.org/10.1016/S2215-0366(20)30168-1
4. 4. Ingersoll, R. M. (2003). Why schools have difficulty staffing their classrooms with qualified teachers. Educational Leadership, 60(8), 30–33.
5. 5. Kokkinen, L., Kouvonen, A., Koskinen, A., Varje, P., & Väänänen, A. (2014). Differences in hospitalizations between employment industries, Finland 1976 to 2010. Annals of Epidemiology, 24(8), 598–605. http://doi.org/10.1016/j.annepidem.2014.05.013
6. 6. Guglielmi, R. S., & Tatrow, K. (1998). Occupational stress, burnout, and health in teachers: A methodological and theoretical analysis. Review of Educational Research, 68(1), 61–99. http://doi.org/10.3102/00346543068001061
7. 7. Schonfeld, I. S., Farrell, E., Ganster, D. C., & Perrewé, P. L. (2010). Qualitative methods can enrich quantitative research on occupational stress: An example from one occupational group. In New developments in theoretical and conceptual approaches to job stress (Vol. 8, pp. 137–197). Emerald Group Publishing Limited. http://doi.org/10.1108/S1479-3555(2010)0000008007
8. 8. Schonfeld, I. S., Bianchi, R., & Luehring-Jones, P. (2017). Consequences of job stress for the mental health of teachers. In T. McIntyre, S. McIntyre, & D. Francis (Eds.). Educator Stress. Aligning Perspectives on Health, Safety and Well-Being (pp. 55–75). Springer. http://doi.org/10.1007/978-3-319-53053-6_3
9. 9. Maslach, C., Schaufeli, W. B., & Leiter, M. P. (2001). Job burnout. Annual Review of Psychology, 52(1), 397–422. http://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.397
10. 10. Dmitrieva, N. Iu., & Kachanovetskaia, N. I. (2013). Various coping strategies of teachers depending on motivation level to innovative activity. RUDN Journal of Ecology and Life Safety, 3, 55–60. (In Russ.)
11. 11. Al-Fudail, M., & Mellar, H. (2008). Investigating teacher stress when using technology. Computers & Education, 51, 1103–1110.
12. 12. Amri, A., Abidli, Z., Elhamzaoui, M., Bouzaboul, M., Rabea, Z., & Touhami Ahami, A. O. (2020). Assessment of burnout among primary teachers in confinement during the COVID-19 period in Morocco: case of the Kenitra. Pan African Medical Journal, 35, 92.
13. 13. Blume, C. (2020). German teachers’ digital habitus and their pandemic pedagogy. Postdigital Science and Education, 2, 879–905. http://doi.org/10.1007/s42438-020-00174-9
14. 14. Çoklar, A., Efilti, E., Şahin, Y. L., & Akçay, A. (2016). Investigation of techno-stress levels of teachers who were included in technology integration processes. Turkish Online Journal of Educational Technology, Special Issue for INTE, 1331–1339.
15. 15. Estrada-Muñoz, C., Castillo, D., Vega-Muñoz, A., & Boada-Grau, J. (2020). Teacher technostress in the chilean school system. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 5280. http://doi.org/10.3390/ijerph17155280
16. 16. Syvänen, A., Mäkiniemi, J.-P., Syrjä, S., Heikkilä-Tammi, K., & Viteli, J. (2016). When does the educational use of ICT become a source of technostress for Finnish teachers? Seminar.Net, 12(2), 95–109.
17. 17. Aldrup, K., Klusmann, U., & Lüdtke, O. (2017). Does basic need satisfaction mediate the link between stress exposure and well-being? A diary study among beginning teachers. Learning and Instruction, 50, 21–30. http://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.11.005
18. 18. Clipa, O., & others. (2017). Teacher stress and Coping strategies. In Studies and Current trends in Science of Education (pp. 120–128). Editura Lumen, Asociatia Lumen.
19. 19. Sandilos, L. E., Goble, P., Rimm-Kaufman, S. E., & Pianta, R. C. (2018). Does professional development reduce the influence of teacher stress on teacher – child interactions in pre-kindergarten classrooms? Early Childhood Research Quarterly, 42, 280–290. http://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.10.009
20. 20. Austin, V., Shah, S., & Muncer, S. (2005). Teacher stress and coping strategies used to reduce stress. Occupational Therapy International, 12 (2), 63–80. http://doi.org/10.1002/oti.16
21. 21. Alhija, F. N.-A. (2015). Teacher stress and coping: The role of personal and job characteristics. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 185, 374–380. http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.415
22. 22. Petrakova, A. V., Kanonire, T. N., Kulikova, A. A., & Orel, E. A. (2021). Characteristics of Teacher Stress during Distance Learning Imposed by the COVID‐19 Pandemic. Educational Studies Moscow, 1, 93–114. (In Russ.) http://doi.org/10.17323/1814‐9545‐2021‐1‐93‐114
23. 23. Sokal, L., Trudel, L. E., & Babb, J. (2020). Supporting teachers in times of change: the job demands- resources model and teacher burnout during the COVID-19 pandemic.International Journal of Contemporary Education, 3, 67–74.
24. 24. MacIntyre, P. D., Gregersen, T., & Mercer, S. (2020). Language teachers’ coping strategies during the Covid-19 conversion to online teaching: Correlations with stress, wellbeing and negative emotions. System, 94, 102352. http://doi.org/10.1016/j.system.2020.102352
Скачать файл .pdf 412.09 кб