Авторы
- Веракса Николай Евгеньевич профессор, доктор психологических наук
Аннотация
Статья посвящена теоретическому анализу связи развития диалектического мышления и понимания эмоций в дошкольном возрасте. В статье показано, что изучение опосредствования в работах Л. С. Выготского демонстрирует единство когнитивной и аффективной сферы уже в раннем детстве. Причем особую роль в развитии детского сознания играют знаковые обобщения. Они не только отражают своеобразие образных репрезентаций, связанных со словом, но и позволяют включить в процесс развития понятий детские переживания. Таким образом, появляется принципиальная возможность ставить вопрос о параллельности развития мышления и эмоциональной сферы ребенка. Анализ развития понятий в детском возрасте показывает, что между стадиальностью развития понимания эмоций и стадиальностью развития мышления имеется определенное соответствие. Действительно, этапы развития понятий, по Л. С. Выготскому, идентичны этапам развития понимания эмоций, представленным в модели Ф. Понса и П. Харриса. Критическое рассмотрение операциональной
концепции развития интеллекта Ж. Пиаже, выполненное К. Ригелем, показало, что в формировании систем интеллектуальных операций значимую функцию выполняет диалектическое мышление, что дает дополнительные основания для выдвижения предположения о связи диалектического мышления и понимания эмоций, особенно это касается развития понимания смешанных эмоций. Проведенный анализ позволяет также предположить, что смыслообразующую функцию в развитии понимания эмоций, регулирование эмоциональных состояний и управление мыслительной деятельностью выполняет слово.
Как ссылаться
Веракса, Н. Е. (2021). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», №4 (58), 105. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.06
Список литературы
1.
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
2.
2. Киреева З. А. Исследование некоторых особенностей учебной деятельности младших школьников в гимназии и средней школе // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 2. С. 716–721.
3.
3. Лаврик О. В. Мотивация выбора «любимый-нелюбимый учебный предмет» у отличников и слабоуспевающих школьников // Инновации в науке. 2014. № 36. С. 58–63.
4.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.
5.
5. Выготский Л. С. Поведение животных и человека // Развитие высших психических функций. М.: Академия педагогических наук, 1960.
6.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
7.
7. Pons F., Harris P. L. Test of Emotion Comprehension. Oxford, Oxford University Press, 2000.
8.
8. Pons F., Harris P. L., de Rosnay M. Emotion comprehension between 3 and 11 years: Developmental periods and hierarchical organization // European Journal of Developmental Psychology. 2004. Vol. 1 (2). Р. 127–152. DOI: https://doi.org/10.1080/17405620344000022
9.
9. Piaget J. Play, dreams, and imitation in childhood. New York: Norton, 1962.
10.
10. Piaget J. The origin of intelligence in children. New York: Norton, 1963.
11.
11. Plaget J. The child’s conception of number. New York: Norton, 1965.
12.
12. Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood. Human Develop. 15: 1–12 (1972).
13.
13. Piaget J., Inhelder B. The child’s conception of space. New York: Norton, 1967.
14.
14. Piaget J. Las formas elementales de la dialectica. Barсelona, 1982.
15.
15. Riegel Klaus F. Dialectic Operations: The Final Period of Cognitive Development // Human Development. 1973. Vol. 16 (5). P. 346–370.
16.
16. Давыдов В. В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972.
17.
17. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974.
18.
18. Кедров Б. М. Предмет марксистской диалектической логики и его отличие от предмета формальной логики // Диалектика и логика. Законы мышления. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 63–77.
19.
19. Копнин П. В. Диалектическая логика и ее отношение к формальной логике // Диалектика и логика. Законы мышления. М.: Изд-во АН СССР, 1962. С. 33–62.
20.
20. Мальцев В. И. Очерк по диалектической логике. М.: МГУ, 1964.
21.
21. Bayanova L. F. Vygotsky’s Hamlet: the dialectic method and personality psychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. Р. 35–42.
22.
22. Веракса Н. Е., Зададаев С. А. Диалектическое мышление и W-мера развития двумерной диалектической структуры // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2012. № 15. С. 57–86.
23.
23. Диалектическое обучение / сост.: И. Б. Шиян. М.: Эврика, 2005.
24.
24. Шиян О. А. Развивающее образование в вузе: диалектическая структура учебного курса как условие развития студентов // Психологическая наука и образование. 2008. № 2. С. 9–17.
25.
25. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте дошкольниками // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 135–139.
26.
26. Веракса Н. Е. Гетерохронность развития диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста / Н. Е. Веракса, О. В. Алмазова, З. В. Айрапетян и др. // Психологический журнал. 2021a. Т. 42. № 4. С. 59–73.
27.
27. Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1981. № 3. С. 123–127.
28.
28. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006.
29.
29. Веракса Н. Е. Понимание смешанных эмоций в дошкольном возрасте: роль когнитивного развития ребенка / Н. Е. Веракса, З. В. Айрапетян, Д. А. Бухаленкова и др. // Экспериментальная психология (в печати). 2021б.
30.
30. Jones S. M., Brown J. L., Aber J. L. Two-year impacts of a universal school-based socialemotional and literacy intervention: An experiment in translational developmental research // Child Development. 2011. Vol. 82. Р. 533–554. DOI: http://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2010.01560
31.
31. Lafortune L. P. Mongeau L’affectivité dans l’apprentissage. Sainte-Foy: Presses de l’Université du Québec, 2002.