Главная Выпуски 16(1)

ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.1.04

Авторы

  • Полковникова Наталья Борисовна кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация

В статье рассматривается проблема обучения дошкольных педагогов профессиональным компетенциям организации и ведения межкультурного диалога с детьми и их семьями в детских садах Москвы. Обосновывается актуальность проблемы, которая отражает потребности маленьких горожан, посещающих детские сады, и педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях города. Представлен анализ современных отечественных и зарубежных исследований по обучению детей дошкольного возраста ведению межкультурного диалога, организации межкультурной коммуникации воспитателями дошкольных групп, формированию у студентов вузов компетенций, необходимых для работы в поликультурной среде в процессе профессионального обучения. Описываются и интерпретируются результаты исследования, проведенного с целью изучения потребностей воспитателей московских детских садов в специальных компетенциях по организации и ведению межкультурного диалога. В эмпирической работе использовался метод анкетирования. Результаты исследования позволили констатировать, что дошкольные педагоги Москвы работают в гетерогенной этнической среде. У воспитателей выражена собственная этническая принадлежность, и в профессиональной деятельности они могут сравнивать себя с представителями другого этноса, происходит противопоставление: свой – чужой по отношению к воспитанникам и их родителям. В детских садах Москвы дети мигрантов и их семьи имеют сложности в коммуникации, связанные с культурными и языковыми различиями, что ведет к социальной изоляции детей в дошкольных группах. В исследовании сделан вывод о том, что дошкольные педагоги осознают собственные образовательные дефициты, отсутствие специальных знаний и умений для организации и ведения межкультурного диалога в профессиональной деятельности. Выявлен запрос на специальное обучение таким компетенциям в университете. Намечен путь решения поставленной проблемы в ходе выстраивания педагогической системы формирования компетенций межкультурной коммуникации у дошкольных педагогов в рамках специально организованного модуля.

Как ссылаться

Полковникова, Н. Б. (2022). ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 78. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.04
Список литературы
1. 1. Бондырева, С. К. (2021). Этническое самоопределение и особенности его проявления и осуществления в современном мире. Мир психологии, 1–2(105), 203–209. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46300156_96074807.pdf (дата обращения: 24.09.2021).
2. 2. Paul-Binyamin, I., & Haj-Yehia, K. (2019). Multicultural education in teacher education: Shared experience and awareness of power relations as a prerequisite for conflictual identities dialogue in Israel. Teaching and Teacher Education, 85, 249–259. https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.06.021
3. 3. Martorana, F., Rania, N., & Lagomarsino, F. (2021). Which intercultural competences for teachers, educators, and social workers? A literature review. International Journal of Intercultural Relations, 85, 92–103. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.09.003
4. 4. Virgona, A., & Kashima, E. S. (2021). Diversity ideologies and flourishing: An Australian study comparing polyculturalism, multiculturalism, and colorblindness. International Journal of Intercultural Relations, 81, 236–251. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2021.02.002
5. 5. Бондырева, С. К. (2020). Роль пространства и среды в формировании культурных традиций этноса и его историческом развитии. Мир психологии, 2(102), 212–216. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44495253_63647286.pdf (дата обращения: 24.09.2021).
6. 6. Пархимович, З. В., Савенкова, Т. Д. (2018). Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребёнка средствами игровой и художественной деятельности. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(44), 107–120. URL: https://vestnik.mgpu.ru/index2.php?param=GtLf3uGi (дата обращения: 17.09.2021).
7. 7. Arvola, O., Lastikka, A-L., & Reunamo, J. (2017). Increasing Immigrant Children’s Participation in the Finnish Early Childhood Education Context. The European Journal of Social & Behavioural Sciences, 20(3), 2538–2548. URL: https://www.researchgate.net/publication/320852745_Increasing_Immigrant_Children’s_Participation_in_the_Finnish_Early_Childhood_Education_Context (дата обращения: 20.09.2021).
8. 8. Harju-Luukkainen, H. K., Desmond, A., & Cederberg, L. (2019). Instructional Practices in Early Swedish Immersion in Finland Nordic Families, Children and Early Childhood Education, 119–138. URL: https://researchportal.helsinki.fi/en/publications/instructionalpractices-in-early-swedish-immersion-in-finland (дата обращения: 23.09.2021).
9. 9. Niyozov, S. (2016). Pedagogy in cross-cultural context. Insights from Central Asia and developing world, revisited. In K, Bichmore, R. Hayhoe, R. Reed, C, Manion and K. Mundy (Eds.) Comparative education for teachers: An introductory textbook on comparative and international education (pp. 88–118). Toronto & New York: Canada Scholars Press.
10. 10. Ekmekci, H., Malda, M., Yagmur, S., Van Jzendoorn, M. H., Bakermans-Kranenburg, M. J., & Mesman, J. (2016). The discrepancy between sensitivity beliefs and sensitive parenting behaviors of ethnic majority and ethnic minority mothers. Canadian Journal of Behavioural Science, 48(1), 60–67. URL: https://psycnet.apa.org/record/2016-01736-007 (дата обращения: 23.09.2021).
11. 11. Harju-Luukkainen, H. K. (2019). Migration and Mobility in Childhood (Finland) Bloomsbury Education and Childhood Studies. URL: https://www.becs-bloomsbury. com/article?docid=b-9781474209441&tocid=b-9781474209441-013 (дата обращения: 13.09.2021).
12. 12. Ueffing, C., & Harju-Luukkainen, H. K. (2019). Developing ECEC professionals for multicultural environments in Germany: A European approach Teachers’ and Families’ Perspectives in Early Childhood Education and Care Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition, 84–95. URL: https://researchportal.helsinki.fi/en/publications/developing-ecec-professionals-for-multicultural-environments-in-g (дата обращения: 13.09.2021).
13. 13. Ojala, M. (2010). Developing Multicultural Early Childhood Education in a Finnish Context. ICEP International Journal of Child Care and Education Policy 4, 13–22. https://doi.org/10.1007/2288-6729-4-1-13
14. 14. Lastikka, A-L., & Lipponen, L. (30 Oct, 2016). Immigrant Parents’ Perspectives on Early Childhood Education and Care Practices in the Finnish Multicultural Context. International Journal of Multicultural Education, 18(3), 75–94. URL: https://researchportal.helsinki.fi/en/publications/immigrant-parents-perspectives-on-early-childhood-educationand-c (дата обращения: 03.09.2021).
15. 15. Вачков, И. В., Вачкова, С. Н., Воропаев М. В. (2019). Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля. Психологическая наука и образование, 24(3), 19–31. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38245425_88175637.pdf (дата обращения: 24.09.2021).
16. 16. Ниёзов, С., Ржевская, А., Осипенко, Л. Е., Полковникова, Н. Б. (2020). Воспитание толерантности дошкольников как основы межкультурного диалога. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации. Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, в 2 частях (С. 107–112). Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования». URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42664204 (дата обращения: 20.09.2021).
17. 17. Агранат, Д. Л. (2020). Образование и город: Складывающиеся новые тенденции и изменения образовательных программ (опыт Московского городского педагогического университета). Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(52), 8–13. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.01
18. 18. Айгунова, О. А., Вачкова, С. Н., Реморенко, И. М., Семёнов, А. Л., Тимонова, Е. Н. (2017). Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология»,2(40), 8–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29308327 (дата обращения: 15.09.2021).
19. 19. Любченко, О. А., Ганичева, А. Н., Каитов, А. П. (2019). Инновационный контент электронной коворкинговой среды: от теории к практике. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 2(48), 39–58. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.48.2.03
20. 20. Савенков, А. И., Любченко, О. А., Львова, А. С., Воропаев, М. В., Никитина, Э. К., Поставнев, В. М., Алисов, Е. А., Добротин, Д. Ю., Каитов, А. П. (2018). Подготовка педагогов в условиях модульной организации образовательного процесса магистратуры. М.: Известия ИППО. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/wp-content/uploads/2017/12/Podgotovka-pedagogov-.pdf (дата обращения: 08.09.2021).
21. 21. Barannikov, K. A., Lesin, S. M., Vachkova, S. N., Suleimanov, R. S., & Kupriyanov, R. B. (2020). Application of educational data analysis methods in the evaluation of lesson scenarios in the Moscow electronic school. Revista Inclusiones, 7(3–3), 1–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43143873 (дата обращения: 12.09.2021).
22. 22. Polkovnikova, N. (2021). Analysis of the motivational features of the choice of the teaching profession by students. Education and City: Education and Quality of Living in the City, The Third Annual International Symposium, Moscow. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44833343_26260812.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
23. 23. Полковникова, Н. Б. (2016). Педагогическая полифункциональность народной сказки. Новое в психолого-педагогических исследованиях, 4(44), 39–46. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28995294_30305154.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
24. 24. Polkovnikova, N. B., Osipenko, L. E., & Lesin, S. M. (2020). Training Preschool Specialists for Organization and Realization of Intercultural Dialogue. European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. Conference proceedings. London, 732–740. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10043/12269/article_10043_12269_pdf_100.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
25. 25. Polkovnikova, N. B., Osipenko, L.E., & Lesin, S. M. (2021). Folklore Tale for Young Children Precuring a Polyculture Textbook. TSNI 2021: Focus on Students` National Identity. Moscow, 699–709. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46539894_84134042.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
26. 26. Лесин, С. М., Осипенко, Л. Е., Полковникова, Н. Б. (2019). Технологии включения детей в межкультурный диалог при реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Мир образования – образование в мире, 4, 225–229. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44443506_45898873.pdf (дата обращения: 14.09.2021).
Скачать файл .pdf 413.28 кб