Авторы
- Аксютина Зульфия Абдулловна кандидат педагогических наук, доцент
- Ченская Альбина Викторовна
- Шабышева Юлия Евгеньевна кандидат психологических наук,, доцент
Аннотация
Работа посвящена анализу теоретических и практических аспектов применения метафорических ассоциативных карт в практике оказания психологической помощи. Использование метафорических ассоциативных карт в психологической практике связано с тем, что многие теоретические аспекты остаются недостаточно изученными. Существует дефицит методик их использования на основе учета индивидуально-психологических особенностей клиентов, что делает проблему исследования применения метафорических ассоциативных карт сверхактуальной. Цель исследования предполагает описание опыта разработки и апробации использования авторских метафорических ассоциативных карт «Сосуды» в профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого решались следующие задачи: обзор публикаций по использованию метафорических ассоциативных карт; разработка авторских метафорических ассоциативных карт «Сосуды»; анализ результатов апробации метафорических ассоциативных карт «Сосуды» в профилактике эмоционального выгорания родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе исследования применялись теоретические методы исследования для анализа теоретических концептов и эмпирических — для описания опыта разработки и применения метафорических ассоциативных карт «Сосуды». В результате проведенного исследования было обнаружено, что целостно теория метафорических ассоциативных карт не сформирована и требует доработки. Категориально-терминологический аппарат в работе с метафорическими
ассоциативными картами находится в начальной стадии, что приводит к различному прочтению ключевой категории. Она трактуется множественно: метафорические карты, ассоциативные карты, терапевтические карты, проективные карты, психотерапевтические карты. Наиболее устойчивым является использование понятия «метафорические ассоциативные карты». В процессе работы с метафорическими ассоциативными картами «Сосуды» у клиентов происходит самораскрытие. При подведении итогов работы респонденты отмечают улучшение настроения. Первичная апробация показала действенность авторской колоды метафорических ассоциативных карт «Сосуды», хотя мы считаем, что полученные результаты не в полном объеме отвечают заданным
требованиям. Необходимо продолжить апробацию для получения достоверных эмпирических данных на основе надежных и валидных методов измерения происходящих изменений у клиентов.
Как ссылаться
Аксютина, З. А., Ченская, А. В. & Шабышева, Ю. Е. (2022). МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ «СОСУДЫ» В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 111. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.06
Список литературы
1.
1. Выготский, Л. С. (2016). История развития высших психических функций. Москва: Юрайт.
2.
2. Динкель, О. Л., Сорокина, Л. А. (2015, 23–26 сентября). Опыт применения метафорических ассоциативных карт в комплексной терапии расстройств адаптации. Материалы XVI съезда психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы» (с. 696–697). Под ред. Н. Г. Незнанова. Казань: Альта Астра.
3.
3. Горобченко, А., Евменчик, М. (2011). Уникальные колоды метафорических ассоциативных карт. Адукатар, 1(19), 34–36.
4.
4. Дыгун, М. (2013). Психологические карточки «Как жить позитивнее». Мозырь: Содействие.
5.
5. Степанова, Л. (2015). Возможности работы с метафорическими ассоциативными картами в коучинге при использовании модели GROW. Психотерапия, 8, 48–53. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/1930 (дата обращения: 21.05.2021).
6.
6. Ткач, Р. М. (2008). Женские терапевтические сказки: метафора превращения из гусеницы в бабочку. Москва: Речь.
7.
7. Лэндрет, Г. Л. (2007). Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции. Москва: Когито-Центр.
8.
8. Морозовская, Е. (2020). Мир проективных карт: обзор колод, упражнения, тренинги. Москва: Генезис.
9.
9. Дмитриева, Н. В., Буравцова, Н. В. (2014). Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности. СМАЛЬТА, 4, 71–78.
10.
10. Буравцова, Н. В., Дмитриева, Н. В. (2015). Психотерапия неврозов с помощью ассоциативных карт. Мир науки, культуры, образования, 4(53), 208–211.
11.
11. Шмелев, И. М., Станковская, Е. Б., Вепренцова, С. Ю. (2020). Метафорические ассоциативные карты как культурное орудие в психотерапевтических изменениях (на примере работы с нарушениями пищевого поведения). Мир психологии, 4(104), 216–227.
12.
12. Чурсинова, О. В. (2019). Метафорические ассоциативные карты как эффективный инструмент педагога-психолога в работе с девиантными подростками. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 8(1), 140–145. https://doi.org/10.24411/2500-1000-2019-11474
13.
13. Казанцева, Е. В. (2017). Метафорические ассоциативные карты как «магическая» психотерапевтическая практика. Научно-методический электронный журнал Концепт, 1, 163–170.
14.
14. Тишкова, А. С. (2015). Анализ субличностей индивида посредством метафорических карт. СМАЛЬТА, 6, 68–73.
15.
15. Гуркина, Т. А. (2019). Обоснование и способы использования метафорических ассоциативных карт в деятельности пенитенциарного психолога. Профессиональное образование и наука, 4(9), 82–84.
16.
16. Коренчук, В. В., Капустина, Т. В., Кадыров, Р. В. (2019). Использование метафорических ассоциативных карт «КВаРЦ» в психологическом консультировании. Человеческий капитал, 11(131), 166–171. https://doi.org/10.25629/HC.2019.11.19
17.
17. Козлова, А. Г. (2018). Проективная методика работы с метафорическими ассоциативными картами. Начальная школа, 3, 3–8.
18.
18. Аксютина, З. А., Маврин, С. А. (2011). Функции изобразительного искусства в социальном воспитании подростков, оставшихся без попечения родителей. Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал, 2, 167–173.
19.
19. Шебанова, В. И. (2015). Возможность применения метафорических ассоциативных карт в коррекции нарушений пищевого поведения. Психология. Экономика. Право, 1, 47–61.
20.
20. Ракитская, О. Н., Глебова, Е. С. (2019). Об опыте применения МАК-метода в психологическом сопровождении сотрудников ведомственных образовательный организаций. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 8(207), 47–53.
21.
21. Григоричева, И. В., Мельникова, Ю. А. (2018). Метафорические карты как способ исследования жизненного мира человека. Мир образования — образование в мире, 2(70), 115–120.
22.
22. Яковлева, Н. Ф. (2014). Метафорические ассоциативные карты в воспитании духовно-нравственных и деятельно-волевых черт характера детей-сирот. Инновации в образовании, 1, 118–126.
23.
23. Капустина, Т. В. (2019). Использование метафорических ассоциативных карт в психологическом сопровождении профессиональных кризисов. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, 9, 116–121.
24.
24. Соколова, О. С. (2019). Метафорические ассоциативные карты — эффективный инструмент в работе по профилактике дезадаптивных форм поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья. Пермский педагогический журнал, 10, 119–123.
25.
25. Шебанова, В. И., Шебанова, С. Г. (2014). Применение метафорических ассоциативных карт в коррекции нарушений пищевого поведения. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, 4, 350–358.
26.
26. Дмитриева, Н. В., Буравцова, Н. В., Левина, Л. В. (2015). Выбор способа разрешения ценностного конфликта с помощью ассоциативных карт. Вестник Кемеровского государственного университета, 3–3(63), 119–123.
27.
27. Ашитко, Е. Л. (2018). Использование метафорических ассоциативных карт в системе психологической помощи матерям, имеющих детей с аутизмом и детей с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 11, 81–84.
28.
28. Жуковская, В. Е. (2015). Метафорические ассоциативные карты как проективный метод исследования личности. Личность в пространстве и времени, 5, 87–91.
29.
29. Борисова, С. Е. Психологическая техника «самопознание» и ее применение в тренинговой и консультативной работе. Психопедагогика в правоохранительных органах, 4(59), 69–72.
30.
30. Занина, Л. В., Ингерлейб, М. Б. (2017). Технология поддержки жизнестойкости педагогов. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 3(32), 5–9.
31.
31. Дворникова, Д. С. (2021). Метафорические ассоциативные карты Дарьи Стронг, как инструмент психолога в работе с зависимыми и созависимыми клиентами. Вестник Московской международной академии, 1, 62–71.
32.
32. Савельева, Т. И., Селиверсткина, А. Ю. (2016). Метафорические ассоциативные карты и возможности их применения в работе пенитенциарного психолога. Ведомости уголовно-исполнительной системы, 5(168), 29–32.
33.
33. Кузьмин, Д. А. (2015). Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция. Вестник МГУКИ, 5(67), 159–164.
34.
34. Козеева, Е. О. (2018). Метод сказкотерапии в работе педагога психолога с использованием метафорических карт. Мир педагогики и психологии, 2(19), 79–85.
35.
35. Буравцова, Н. В., Дмитриева, Н. В., Козырева, Т. С. (2014). Метафорические карты в пространстве формирования личностной харизматичности. Мир науки, культуры, образования, 6(49), 255–259.
36.
36. Кадыров, Р. В., Скоробач, Т. В. (2014). Метафорические ассоциативные карты «12 архетипов плюс» в работе с личностью, находящейся в кризисной ситуации. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, 4, 307–312.
37.
37. Дмитриева, Н. В., Перевозкина, Ю. М., Миноходова, Е. А., Лопатина, Е. В. (2017). Возможности использования ассоциативных карт в коррекции негативных родительских предписаний. СМАЛЬТА, 1, 33–39.
38.
38. Тетеухина, О. В. (2020). Об опыте применения метода метафорических ассоциативных карт при работе с осужденными молодежного возраста мужского пола в целях повышения у них социально-психологической зрелости. Прикладная юридическая психология, 2(51), 66–73. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.2(51).066-073
39.
39. Кадыров, Р. В., Скоробач, Т. В. (2013). Использование метафорических ассоциативных карт «12 архетипов плюс» в психологическом сопровождении специалистов экстремальных профессий. Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности, 3, 260–266.
40.
40. Милорадова, Н. Е., Попова, Г. В. (2016). Об алгоритме создания новых колод метафорических ассоциативных карт. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 3, 149–161.
41.
41. Дмитриева, Н. В. (2020). Метафорические ассоциативные карты как инструмент профилактики нарушений профессионального здоровья психологов дистанционного консультирования. Инновации. Наука. Образование, 16, 726–731.
42.
42. Аксютина, З. А. (2011). Основные подходы к типологии личности в процессе социального воспитания. Вестник Томского государственного университета, 349, 154–161.
43.
43. Лейтц, Г. (1994). Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. Пер. с нем. Е. В. Лопухиной и А. В. Холмогоровой. Москва: Прогресс-Универс.