Авторы
- Иванова Елена Владимировна кандидат психологических наук, доцент
- Виноградова Ирина Анатольевна кандидат психологических наук, доцент
- Барсукова Екатерина Михайловна
Аннотация
Очень часто реновация школьной инфраструктуры и проектирование школьного пространства носят локальный характер (разместить в учебном кабинете необходимое оборудование, добавить новые элементы декора, поменять мебель в учебном и рекреационном пространстве и т. д.) без понимания смысла и сущности необходимых изменений, что в дальнейшем не дает нужных образовательных эффектов. Прежние способы проектирования и развития образовательной среды более не отвечают требованиям времени, необходимо разрабатывать и реализовывать иные способы, базирующиеся на системном подходе к решению вопросов, на вовлечении участников образовательных отношений в создание среды, в которой наиболее полно раскрывались бы возможности педагогов и обучающихся. Системные проектировочные решения позволяют выстраивать целостную стратегию изменения школьной
инфраструктуры, определяющую взаимосвязанность анализа, планирования, ресурсного обеспечения необходимых изменений, что и обусловливает актуальность затронутой авторами темы статьи. В связи с этим в данной статье на примере конкретной образовательной организации рассматривается полный цикл реновации школьной инфраструктуры — от анализа ситуации и определения потенциала образовательной организации через определение и согласование целей необходимых изменений к планированию и реализации конкретных действий для получения планируемых результатов.
В данной работе ведущим методом по реновации школьной инфраструктуры являлся метод структурированного наблюдения (международная шкала SACERS).
Метод опроса включал использование методики выявления визуальных предпочтений участников образовательных отношений. В работе также использовались проектировочные методы в формате творческих сессий, методы соучаствующего проектирования и SWOT-анализ. Экспертно оценивались все 6 зданий образовательного комплекса, в графическом опросе приняли участие 204 человека, включая педагогов, обучающихся и представителей администрации. В ходе исследования были выявлены дефициты и зоны благополучия, а также определены визуальные предпочтения стилей и интерьерных решений участников образовательного процесса. Представленные в статье материалы позволяют говорить о необходимости системных проектировочных решений для проведения реновации школьной инфраструктуры.
Как ссылаться
Иванова, Е. В., Виноградова, И. А. & Барсукова, Е. М. (2022). РЕНОВАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(1), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.1.01
Список литературы
1.
1. Бакулина, М. С. (2011). Системный и комплексный подходы: сходство и различие. Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева, 2, 168–173. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-i-kompleksnyy-podhody-shodstvo-i-razlichie (дата обращения: 30.08.2021).
2.
2. Рыжов, Б. Н. (2017). Системная структура личности. Системная психология и социология, 3(23), 5–11.
3.
3. Щедровицкий, П. Г. (2018). Введение в философскую и педагогическую антропологию. Москва: Российская политическая энциклопедия.
4.
4. Лоусон, Г. (2016). Путешествие по системному ландшафту. Москва: ДМК-Пресс.
5.
5. Valentinov, V., Verschraegen, G., & Van Assche, K. (2019). The limits of transparency: A systems theory view. Systems Research and Behavioral Science, 36(3). https://doi.org/10.1002/sres.2591
6.
6. Vanderstraeten, R. (2019). Systems everywhere? Systems Research and Behavioral Science, 36(3). https://doi.org/10.1002/sres.2596
7.
7. Блауберг, И. В., Садовский, В. Н., Юдин, Э. Г. (1969). Системные исследования и общая теория систем. Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 7–29. URL: http://www.sci.aha.ru/ots/doc/sys1969.pdf (дата обращения: 28.09.2021)
8.
8. Афанасьев, В. Г. (1982). Моделирование как метод исследования социальных систем. Системные исследования. Методологические проблемы: ежегодник. Москва: Наука, 26–46. URL: https://systems-analysis.ru/assets/systems_research_1982.pdf (дата обращения: 28.09.2021).
9.
9. Щедровицкий, Г. П. (2004). На досках. Москва: Школа культурной политики.
10.
10. Bertalanffy, L. von. (1968). General System Theory: foundations, development, applications. New York: George Braziller. URL: https://monoskop.org/images/7/77/Von_Bertalanffy_Ludwig_General_System_Theory_1968.pdf (дата обращения: 28.09.2021).
11.
11. Иванова, Е. В., Виноградова, И. А., Нестерова, О. В., Маякова, Е. В. (2019). Концепция развития образовательных условий московских школ. Современные проблемы науки и образования, 4. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=29131(дата обращения: 28.09.2021).
12.
12. Луминен, Х., Римпеля, М., Тарвайнен, Э. (2018). Cookbook 2.0 Рецепты современного дизайна образовательной среды. Finnish Education Group – FEG Oy.
13.
13. Титце, В., Дитрих, И., Греннер, К., Ханиш, А., Маркс, Ю. (2018). Оценка и развитие качества дошкольного образования / под ред. С. Фирникель. Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
14.
14. Казакова, Е. И. (2010). От качества управления к управлению качеством. Рабочая тетрадь к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации специалистов муниципального уровня управления образованием. СПб.: Скифия-принт.
15.
15. Jeroen, V., Esther van Oorschot-Slaat, Campbell, C., & Brokmann, H. (2017, June 18–22). Effective Open Learning Landscapes and the Well-Being of Teachers and Students. Paper prepared for the 12th ICBEN (International Commission on Biological Effects of Noise) Congress on Noise as a Public Health Problem, Zurich. URL: http://www.icben.org/2017/ICBEN%202017%20Papers/SubjectArea04_Vugts_0408_3741.pdf
16.
16. Shmis, T., Ustinova, M., & Chugunov, D. (2019). Learning Environments and Learning Achievement in the Russian Federation How School Infrastructure and Climate Affect Student Success. Washington: World Bank Gropup. http://doi.org/10.1596/978-4648-1499-0
17.
17. Barrett, P., Treves, A., Shmis, T., Ambasz, D., & Ustinova, M. (2019). The Impact of School Infrastructure on Learning: A Synthesis of the Evidence. International Development in Focus. Washington, DC: World Bank. World Bank. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/30920; http://doi.org/10.1596/978-1-4648-1378-8
18.
18. Closs, L., Mahat, M., & Imms, W. (2021). Learning environments’ influence on students’ learning experience in an Australian Faculty of Business and Economics. Learning Environments Research. https://doi.org/10.1007/s10984-021-09361-2
19.
19. Ivanova, E. V., & Vinogradova, I. A. (2018). Scales SACERS: Results of the study of the educational environment of Moscow schools. European Journal of Contemporary Education, 7(3), 498–510. https://doi.org/10.13187/ejced.2018.3.498
20.
20. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Зададаев, С. А. (2019). Исследование образовательной среды школы в контексте обеспечения равного доступа к качественному образованию. Образование и наука, 21(7), 69–89. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89
21.
21. Nelessen, А. С. (2021). Community Visioning for Place Making: A Guide to Visual Preference Surveys for Successful Urban Evolution. New York: Imprint Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003108719
22.
22. Ewing, R. (2001). Using a Visual Preference Survey in Transit Design, 2001. Public Works Management & Policy, 5(4), 270–280.
23.
23. Goodspeed, R., & Yan, X. (2017). Big Data for Regional Science. Routledge, 75–93. http://doi.org/10.4324/9781315270838-7
24.
24. Noland, R. B., Weiner, M. D., Gao, D., Cook, M., & Nelessen, A. (2016). Eyetracking technology, visual preference surveys, and urban design: preliminary evidence of an effective methodology. Journal of Urbanism International Research on Placemaking and Urban Sustainability, 98–110. https://doi.org/10.1080/17549175.2016.1187197
25.
25. Sanoff, H. (2010, August 23). Democratic Design Case Studies in Urban and Small-Town Environments. North Carolina State University: VDM Verlag Dr. Müller.
26.
26. Sanoff, H. (2018). Participatory Environmental Design. North Carolina State University: VDM Verlag Dr. Müller. URL: https://www.researchgate.net/publication/328407464_Participatory_Environmental_Design
27.
27. Михеева, M. M. (2012). Современные методы в дизайне. Москва: МГТУ им. Н. Э. Баумана. URL: http://design.bmstu.ru/ru/metodichki/Bakalavriat/Sovremennny%60e%20metody%60%20v%20dizai%60ne.pdf
28.
28. Elkins, L. A., Bivins, D., & Holbrook, L. (2009). Community Visioning Process: A Tool for Successful Planning. Journal of Higher Education Outreach and Engagement, 13(4), 75. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ905413.pdf
29.
29. Community Visioning Handbook. State Planning Office. URL: https://www1.maine.gov/dacf/municipalplanning/docs/visioning.pdf
30.
30. Иванова, Е. В., Барсукова, Е. М. (2020). Соучаствующее проектирование образовательной инфраструктуры совместно с детьми: методы и алгоритмы социального дизайна. Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы: материалы XVII ежегодной Международной научно-практической конференции, 125–131.
31.
31. Ле-ван, Т., Филатова, Б., Якшина, А. (2021). Как спроектировать школьный двор: соучаствующее проектирование с детьми и школьным сообществом. Идеи для руководителей. Москва: Экон-Информ.