Главная Выпуски 16(2)

ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК: ЛИШНЯЯ НАГРУЗКА ИЛИ РЕСУРС ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ?

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 378.14 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.03

Авторы

  • Ле-ван Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Шиян Ольга Александровна кандидат педагогических наук, доцент
  • Якшина Анна Николаевна

Аннотация

Наставничество — форма совершенствования профессиональных кадров, которая имеет долгую историю, но в современном контексте подготовки и повышения квалификации педагогов должна быть осмыслена иначе. Актуален пересмотр подходов к организации наставничества для решения задач трансформации системы образования (новые образовательные стандарты, изменение социального контекста профессиональной подготовки и труда педагогов, обсуждение национальной системы учительского роста). Цель статьи — на примере профессиональной поддержки дошкольных педагогов обсудить установки и форматы наставничества в этом контексте: не передача опыта, а помощь в поиске собственных способов решения профессиональных задач; не контроль и оценка соответствия стандартизированным критериям, а совместная рефлексия практики; не обучение, а содействие саморазвитию — и представить разработанную на основе теоретического анализа модель компетенций наставника студентов педагогических вузов и работников образовательных организаций вне зависимости от их стажа. Обсуждается вопрос о том, может ли наставническая деятельность быть развивающей не только для подопечного, но и для самого наставника. Исследование проведено в рамках компетентностного и рефлексивно-деятельностного подходов. Использованы теоретические методы анализа, обобщения и моделирования. Разработанная модель включает три уровня компетенций: метакомпетенции (мышление, умение выстраивать взаимодействие и др.), общие профессиональные компетенции (умение наблюдать, ставить задачу развития, совершать пробу и рефлексировать свой вклад в действия детей или взрослых и др.), специфические компетенции (чувствительность к противоречиям, дивергентное мышление, эмпатия, умения продуктивно взаимодействовать в позициях «на равных», возвращать развивающую обратную связь, создавать ситуацию самостоятельного открытия). Предложенные в статье решения имеют практическую значимость для становления обновленной системы наставничества в образовательных организациях с учетом современных задач развития качества образования. Перспективой применения результатов исследования обозначена разработка системы оценки и программы развития профессиональных компетенций наставников.

Как ссылаться

Ле-ван, Т. Н., Шиян, О. А. & Якшина, А. Н. (2022). ПЕДАГОГ-НАСТАВНИК: ЛИШНЯЯ НАГРУЗКА ИЛИ РЕСУРС ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 41. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.03
Список литературы
1. 1. Газман, О. С., Вейсс, Р. М., Крылова Н. Б. (1995). Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Москва: Рос. гуманитар. науч. фонд и др.
2. 2. Шиян, О. А., Журавлева, С. М., Зададаев, С. А., Крашенинников Е. Е., Копасовская С. К., Милькеева М. А., Оськина Ю. О., Якшина А. Н. (2019). Развитие рефлексии в рамках педагогической практики будущих воспитателей: обзор современных подходов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 4(50), 25–36.
3. 3. Dene Poth, R. (2020). Professional Learning Networks and Mentoring in Education. Journal of Digital Learning in Teacher Education, 36(2), 80–81. https://doi.org/10.1080/21532974.2020.1739491
4. 4. Сильченкова, С. В. (2013). Формы и направления педагогического сопровождения. Современные научные исследования и инновации, 10. https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827 (дата обращения: 13.07.2021).
5. 5. Круглова, И. В. (2007). Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореферат диссертации... канд. пед. наук. Московский педагогический государственный университет. Москва.
6. 6. Кларин, М. В. (2016). Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 5, 92–112.
7. 7. Чернявская, А. П., Данилова, Л. Н. (2019). Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя. Ярославский педагогический вестник, 4(109), 62–70.
8. 8. Orland-Barak, L., & Wang, J. (2020). Teacher Mentoring in Service of Preservice Teachers’ Learning to Teach: Conceptual Bases, Characteristics, and Challenges for Teacher Education Reform. Journal of Teacher Education, 002248711989423. https://doi.org/10.1177/0022487119894230
9. 9. Mackie, L. (2020). Understandings of mentoring in school placement settings within the context of initial teacher education in Scotland: dimensions of collaboration and power. Journal of Education for Teaching, 1–18. https://doi.org/10.1080/02607476.2020.1752555
10. 10. Челнокова, Е. А., Тюмасева, З. И. (2018). Эволюция системы наставничества в педагогической практике. Вестник Мининского университета, 6–4(25), 11.
11. 11. Даммерер, Й., Циглер, В., Бартонек, С. (2019). Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой). Ярославский педагогический вестник, 1(106), 56–69.
12. 12. Thornton, К. (2015). The impact of mentoring on leadership capacity and professional learning. In Murphy, C., & Thornton, K. (Eds.). Mentoring in early childhood education: a compilation of thinking, pedagogy and practice (pp. 1–13). Wellington: NZCER.
13. 13. Varney, J. (2012). Humanistic mentoring. Kappa Delta Pi Record, 45(3), 127–131.
14. 14. Matsko, K. K., Ronfeldt, M., Nolan, H. G., Klugman, J., Reininger, M., & Brockman, S. L. (2018). Cooperating Teacher as Model and Coach: What Leads to Student Teachers’ Perceptions of Preparedness? Journal of Teacher Education, 002248711879199. https://doi.org/10.1177/0022487118791992
15. 15. Doan, L. K. (2013). Mentoring: A Strategy to Support Novice Early Childhood Educators. Canadian children, 38(2), 21–24.
16. 16. Rodd, J. (2006). Leadership in early childhood (3rd ed.). New York, NY: Open University Press.
17. 17. Lave, J., & Wenger, E. (1991). Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge: Cambridge University Press.
18. 18. Поздеева, С. И. (2017). Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества. Научно-педагогическое обозрение, 2(16), 87–91.
19. 19. Bataeineh, M., Ashiq, M., Haq, I. U., & Rehman, S. U. (2020). Mentorship in Education: A bibliometric analysis of 100 top-cited articles. Library Philosophy and Practice (e-journal). 3999. https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/3999
20. 20. Kupila, P., & Karila, K. (2019). Peer mentoring as a support for beginning preschool teachers. Professional Development in Education, 45(2), 205–216. https://doi.org/10.1080/19415257.2018.1427130
21. 21. Игнатьева, Е. В., Базарнова, Н. Д. (2018). Наставничество в современной школе: миф или реальность? Вестник Мининского университета, 6(2), 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-1
22. 22. Дудина, Е. А. (2017). Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 7(5), 25–36.
23. 23. Илалтдинова, Е. Ю., Фролова, С. В. (2016). Проблемы и зарубежный опыт технологизации наставничества в профессиональном развитии педагога. Проблемы современного педагогического образования, 53(10), 17–23.
24. 24. Fitzgerald, A. & McNamara, N. (2021). Mentoring dyads in higher education: It feels lucky, but it’s more than luck. International Journal of Mentoring and Coaching in Education, 10(3), 355–369. https://doi.org/10.1108/IJMCE-12-2020-0088
25. 25. Waniganayake, M., Cheeseman, S., Fenech, M., Hadley, F., & Shepherd, W. (2012). Leadership: Context and complexities in early childhood education. Melbourne, VIC: Open University Press.
26. 26. Rodd, J. (2013). Leadership in Early Childhood: The pathway to professionalism (4th ed.). London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003116295
27. 27. Ле-ван, Т. Н., Белолуцкая, А. К., Морозова, Т. В. (2018). Подготовка компетентных специалистов по работе с педагогическими командами для развития качества образования. Казанский педагогический журнал, 1(126), 27–37.
28. 28. Hurst, B., & Reding, G. (2002). Teachers mentoring teachers: Fastback 493. Bloomington. In Phi Delta Kappa International.
29. 29. Ståhle, Y., & Edman Stålbrandt, E. (2020). Exploring descriptions of mentoring as support in Swedish preschools. Journal of Early Childhood Teacher Education, 1–15. https://doi.org/10.1080/10901027.2020.1817814
30. 30. Sherin, M.G. & Van Es, E.A. (2005). Using video to support teachers’ ability to notice classroom interactions. Journal of Technology and Teacher Education, 13(3), 475–491.
31. 31. Coffey, A. M. (2014). Using Video to Develop Skills in Reflection in Teacher Education Students. Australian Journal of Teacher Education, 39(9). http://ro.ecu.edu.au/ajte/vol39/iss9/6 (дата обращения: 30.01.2021).
32. 32. Erdoğan, S., Haktanır, G., Kuru, N., Parpucu, N., & Tüylü, D. K. (2021). The effect of the e-mentoring-based education program on professional development of preschool teachers. Education and Information Technologies. https://doi.org/10.1007/s10639-021-10623-y
33. 33. Assunção Flores, M., & Gago, M. (2020). Teacher education in times of COVID-19 pandemic in Portugal: national, institutional and pedagogical responses. Journal of Education for Teaching, 1–10. https://doi.org/10.1080/02607476.2020.1799709
34. 34. Зеер, Э. Ф. (2005). Компетентностный подход к образованию. Образование и наука, 3(33), 27–40.
35. 35. Зимняя, И. А. (2006). Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). Высшее образование сегодня, 8, 20–26.
36. 36. Зарецкий, В. К. (2013). Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода. Консультативная психология и психотерапия, 2, 8–37.
37. 37. Булин-Соколова, Е. И., Обухов, А. С. (2015). Рефлексивно-деятельностная модель подготовки педагогов для образования будущего. Наука и школа, 6, 22–27.
38. 38. Берн, Э. (1995). Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Санкт-Петербург: Специальная литература.
39. 39. Hobson, A., Ashby, P., Malderez, A., & Tomlinson, P. (2009). Mentoring beginning teachers: What we know and what we don’t. Teaching and Teacher Education, 25, 207−216.
40. 40. Ingersoll, R., & Strong, M. (2011). The impact of induction and mentoring programs for beginning teachers: A critical review of the research. Review of Educational Research, 82(2), 201−233.
41. 41. Pavia, L., Nissen, H., Hawkins, C., Monroe, M., & Filimon-Demyen, D. (2003). Mentoring early childhood professionals. Journal of Research in Childhood Education, 17(2), 250−260.
Скачать файл .pdf 541.13 кб