Главная Выпуски 16(3)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТИ «ЧЕСТНОСТЬ» У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДА САХА (ЯКУТИЯ)

Психология , УДК: 316.6 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.3.05

Авторы

  • Оконешникова Надежда Леонидовна кандидат психологических наук
  • Лукина Валентина Сергеевна кандидат психологических наук

Аннотация

Целью статьи является выявление существующих связей между ценностью «честность» и другими ценностями личности, а также стиля взаимоотношений в семье, в которой формируются ценности. Честность определяется как основа и фундамент всей морально-нравственной стороны личности. Данная ценность проявляется в поведении и не зависит от таких показателей, как гендер и возраст человека. Авторами были изучены теоретические подходы к понятию «честность» зарубежных и российских авторов, проанализированы паремии народа саха. Выборка эмпирического исследования составила 298 респондентов, жителей Республики Саха (Якутия). Результаты исследования продемонстрировали, что честность коррелирует с такими качествами как ответственность, умение полагаться на свои силы, толерантность, конгруэнтность, низкая амбициозность. Также в ходе исследования была выявлена тесная взаимосвязь честности с типом взаимоотношений в семье, определены внутренние механизмы формирования честности, которые до сих пор еще недостаточно изучены. Авторам удалось выяснить, какой именно стиль взаимоотношений в семье формирует ценность честности как морально-нравственной основы личности.

Как ссылаться

Оконешникова, Н. Л. & Лукина, В. С. (2022). ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТИ «ЧЕСТНОСТЬ» У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДА САХА (ЯКУТИЯ) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 87. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.05
Список литературы
1. 1. Ницше, Ф. (2002). По ту сторону добра и зла: Сочинения. Москва: Эксмо; Харьков: Фолио.
2. 2. Thielmann, I., Akrami, N., Babarović, T., Belloch, A., Bergh, R., Chirumbolo, A., Čolović, P., de Vries, R. E., Dostál, D., Egorova, M., Gnisci, A., Heydasch, T., Hilbig, B. E., Hsu, K. Y., Izdebski, P., Leone, L., Marcus, B., Međedović, J., Nagy, J., Parshikova, O., Perugini, M., Petrović, B., Romero, E., Sergi, I., Shin, K. H., Smederevac, S., Šverko, I., Szarota, P., Szirmák, Z., Tatar, A., Wakabayashi, A., Wasti, S. A., Záškodná, T., Zettler, I., Ashton, M. C., & Lee, K. (2020). The HEXACO–100 Across 16 Languages: A Large-Scale Test of Measurement Invariance. Journal of Personality Assessment, 102 (5), 714–726. https://doi.org/10.1080/00223891.2019.1614011
3. 3. Thielmann, C., Simon, B., & Daniel, I. (2019). Situational Affordances for Prosocial Behavior: On the Interaction Between Honesty-Humility and (Perceived) Interdependence. European Journal of Personality. Eur. J. Pers. 33, 655–673. https://doi.org/00.1002/per.2224
4. 4. MacDonell, Т. E., & Willoughby, T. (2019). Investigating honesty‐humility and impulsivity as predictors of aggression in children and youth. Aggressive Behavior, 46 (1). https://doi.org/10.1002/ab.21874
5. 5. Gros, J., & de Dreu, C. K. W. (2021). Rule Following Mitigates Collaborative Cheating and Facilitates the Spreading of Honesty Within Groups. Personality and Social Psychology Bulletin, 47 (3), 395–409. https://doi.org/10.1177/0146167220927195
6. 6. Miller, C. B. (2020). Motivation and the Virtue of Honesty: Some Conceptual Requirements and Empirical Results. Ethical Theory and Moral Practice, 23, 355–371. https://doi.org/10.1007/s10677-019-10055-1
7. 7. Feldman, G. (2019). What Is Honesty? Laypersons Interpret High Lie Scale Scores as Reflecting Intentional Dishonesty: Rejoinder to de Vries et al.’s (2017). Comment on Feldman et al. Social Psychological and Personality Science, 10 (2), 220–226.
8. 8. Экман, П. (2010). Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. Санкт-Петербург: Питер.
9. 9. Бормотов, А. А. (2008). Разработка и апробация методики диагностики честности как устойчивой черты личности. Психология. Журнал высшей школы экономики, 3, 123–136.
10. 10. Братусь, Б. С. (1988). Аномалии личности. Москва: Мысль.
11. 11. Ильин, Е. П. (2016). Психология совести: вина, стыд раскаяние. Санкт-Петербург: Питер.
12. 12. Мишина, М. М., Агавелова, Н. А. (2016). Проявление феномена честности у взрослых людей с различными характеристиками Я-концепции. Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса. Cборник материалов Международной конференции «XI Левитовские чтения в МГОУ», Москва, 20–21 апреля 2016 г. (c. 71–78). Московский государственный областной университет. Москва.
13. 13. Комиссарова, А. В., Блинникова, И. В. (2013). Представление о честности в юношеском возрасте. Вестник МГЛУ, 16, 129–136.
14. 14. Донцов, Д. А., Залесский, М. Л., Клепиков, В. Н., Коханец, А. И., Мазниченко, М. А., Новосадова, О. М., Озерецкая, Т. Д., Пятаков, Е. О., Смирнова, А. В., Уткин, И. В., Шантырь, Е. Е. (2017). Обсуждение статьи Г. М. Пономаревой «Нужно ли ребенка учить врать?». Вестник практической психологии образования, 3 (52), 111–123.
15. 15. Локк, Д. (1985). Собр. соч.: в 3 т. Т. 2. 560 с. Москва: Мысль.
16. 16. Знаков, В. В. (1999). Психология понимания правды. СПб.: Алетейя.
17. 17. Куницына, В. Н., Казаринова, Н. В., Погольша, В. М. (2001). Межличностное общение: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер.
18. 18. Гоббс, Т. (1991). Собр. соч.: в 2 т. Т. 2. 736 с. Москва: Мысль.
19. 19. Высокова, В. В., Дергачева, А. А. (2020). Честность как добродетель в «серьезных размышлениях» Даниеля Дефо. Диалог со временем, 73, 210–225.
20. 20. Куницына, В. Н., Оконешникова, А. П. (2007). Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантной личности. Актуальные проблемы современной социальной психологии. Сборник статей (с. 96–102). Якутский государственный университет. Якутск.
21. 21. Волков, Г. Н. (2004). Этнопедагогика как педагогика национального спасения. Сибирский педагогический журнал, 1, 194–198.
22. 22. Болбас, В. С. (2021). Этнокультурный подход в социально-педагогической деятельности. Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России, Улан-Удэ, 23–24 сентября 2021 г. (с. 47–48). Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ.
23. 23. Елисеева, Н. Д. (2020). Кросс-культурный анализ Я-концепции русских и коренных народов Якутии. Сибирский психологический журнал, 78, 21–33. https://doi.org/10.17223/17267080/78/2
24. 24. Портнягин, И. С. (1999). Этнопедагогика «Кут-сур». Москва: Аcademia.
25. 25. Кулаковский, А. Е. (1925). Якутские пословицы и поговорки, собранные А. Е. Кулаковским. Сборник трудов исследовательского общества «Saga Keskile» («Саха Кескиле») (с. 126, вып. 2). Якутск.
Скачать файл .pdf 460.94 кб