Главная Выпуски 16(3)

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУППЫ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРУМЫХ В ШКОЛЕ И ВОСТРЕБОВАННЫХ РЫНКОМ ТРУДА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Педагогическое образование , УДК: 373.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.3.02

Авторы

  • Весманов Сергей Викторович кандидат экономических наук
  • Жадько Наталья Викторовна доктор педагогических наук
  • Весманов Дмитрий Сергеевич
  • Акопян Гурген Александрович кандидат социологических наук

Аннотация

Актуальность исследования, результаты которого представлены в статье, определяется тем фактом, что современные цели образования как в России, так и в странах, демонстрирующих наиболее высокие показатели качества образования, формулируются как подготовка личности к жизни в обществе, осуществление самостоятельного жизненного выбора, продолжение образования и начало профессиональной деятельности. Достижение таких целей предполагает формирование и развитие у школьников метапредметных компетенций, которые востребованы на рынке труда и которые, следовательно, должны формироваться с учетом мнений и ожиданий участников рынка труда. Исследование является продолжением серии научно-исследовательских работ по изучению содержания школьного образования, проведенных лабораторией управления проектами МГПУ в 2019–2021 гг. Цель исследования состоит в определении содержания формируемых в школе метапредметных компетенций, которые участниками рынка труда были отмечены как высоко востребованные. Метод исследования — проведение фокус-групп с участниками рынка труда. Создание исследовательского инструмента для проведения фокус-групп потребовало разработки кейсов — ситуаций, которые являются типичными в школьной жизни и соотносятся с содержанием метапредметных компетенций, востребованных на рынке труда. По результатам был разработан комплекс верифицированных инструментов исследования содержания метапредметных компетенций, создан набор кейсов для проведения фокус-групп с респондентами и система критериев отбора экспертных групп, описано содержание формируемых в школе метапредметных компетенций в виде совокупностей целенаправленных действий. Проведенное исследование позволило сделать вывод: в содержании метапредметных компетенций, формируемых в школе и в содержании метпредметных компетенций, востребованных рынком труда, есть как сходства, так и различия. Наличие сходств подтвердило гипотезу, что в школе формируются метапредметные компетенции, востребованные на рынке труда, а наличие различий указывает на определенные дефициты школы. Направления устранения этих дефицитов, по каждой из исследованных компетенций нашли свое отражение в рекомендациях.

Как ссылаться

Весманов, С. В., Жадько, Н. В., Весманов, Д. С. & Акопян, Г. А. (2022). ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУППЫ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРУМЫХ В ШКОЛЕ И ВОСТРЕБОВАННЫХ РЫНКОМ ТРУДА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(3), 32. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.3.02
Список литературы
1. 1. Ядов, В. А. (2007). Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва: Омега-Л.
2. 2. Весманов, С. В., Жадько, Н. В., Весманов, Д. С., Акопян, Г. А. (2021). Глаголы и дополнения как модель описания содержания метапредметных компетенций в ожиданиях и представлениях участников рынка труда. Обучение иностранным языкам, 48 (1), 32–42. https://doi.org/10.53656/for21.13glag
3. 3. Весманов, С. В., Жадько, Н. В., Весманов, Д. С., Акопян, Г. А. (2020). Метапредметные компетенции в ожиданиях участников рынка труда. Психологическая наука и образование, 25 (6), 104–112. https://doi.org/10.17759/pse.2020250609
4. 4. Мертон, Р., Фиске, М., Кендалл, П. (1991). Фокусированное интервью (пер. с англ. Т. Н. Фёдоровской; под ред. С. А. Белановского). Институт молодежи. Москва.
5. 5. Белл, Э., Браймен, А. (2012). Методы социальных исследований. Гуманитарный центр. Харьков.
6. 6. Брейс, А. (2005). Анкетирование. Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении рыночных исследований. Москва: Balance Business Books.
7. 7. Стратегия модернизации общего образования (2001). Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. Москва: Мир книги.
8. 8. Фрумин, И. Д., Добрякова, М. С. Баранников, К. А. Реморенко, И. М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования, 2 (19). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва. https://ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf
9. 9. World Economic Forum (2015). New Vision for Education. Unlocking the Potential of Technology (Prepared in collaboration with The Boston Consulting Group). https://www3.weforum.org/docs/WEFUSA_NewVisionforEducation_Report2015.pdf
10. 10. Pang, E., Wong, M., Leung, C. H., & Coombes, J. (2019). Competencies for fresh graduates’ success at work: Perspectives of employers. Industry and Higher Education, 33 (1), 55–65. https://doi.org/10.1177/0950422218792333 journals.sagepub.com/home/ihe
11. 11. The Economist Intelligence Unit report, sponsored by Google (2015). Driving the skills agenda: preparing children for the future. https://impact.economist.com/perspectives/sites/default/files/Drivingtheskillsagenda.pdf
12. 12. Voogt, J., & Pareja-Roblin, N. (2012). A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies. Journal of Curriculum Studies, 44 (3), 299–321. https://doi.org/10.1080/00220272.2012.668938
Скачать файл .pdf 454.74 кб