Главная Выпуски 16(4)

МАЯТНИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. Д. УШИНСКОГО

История педагогического и психологического образования , УДК: 37.013.2 DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.4.09

Авторы

  • Реморенко Игорь Михайлович доктор педагогических наук, доцент

Аннотация

В статье представлены размышления о педагогическом наследии К. Д. Ушинского, прежде всего о его идеях в области педагогической антропологии с позиции самоопределения педагогов в системе образования и образовательной политики в целом. Цель статьи — анализ основополагающей работы К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания» в фокусе современной повестки образовательной политики и различных, порой противоречащих друг другу вариантов принятия решений. В качестве методологического основания берется не узкопрофессиональный взгляд на образовательные изменения, а широкий контекст социальных преобразований. Приведены примеры вариантов самоопределений и действий в образовательной политике с разных позиций. Делаются выводы о перспективах в интерпретации работ К. Д. Ушинского как первого компаративиста в отечественной педагогике.

Как ссылаться

Реморенко, И. М. (2022). МАЯТНИКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ К. Д. УШИНСКОГО Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 151. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.09
Список литературы
1. 1. Ушинский (1998). Сост. и автор предисловия П. А. Лебедев. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили.
2. 2. Адамский, А. И. (2020). Школа возможностей как ответ на время перемен. Приглашение к дискуссии. Образовательная политика, 2(82), 8–17. https://edpolicy.ru/time-for-change
3. 3. Паладьев, С. Л. (2016). Феномен педагогического наследия К. Д. Ушинского. Ярославский педагогический вестник, 1, 8–13. http://vestnik.yspu.org/releases/2016_1/05.pdf
4. 4. Капустина, В. Ю. (2018). Антропологические идеи развития духовности в творчестве К. Д. Ушинского. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 4(808), 74–82. http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/4_808.pdf
5. 5. Донцов, Д. А., Москвитина, О. А. (2017). Актуальность научного наследия К. Д. Ушинского в современном воспитании школьников. Отечественная и зарубежная педагогика, т. 1, 3(39), 65–74. http://ozp.instrao.ru/images/nomera/Pedagogika_3_39_2017-ilovepdf-compressed.pdf
6. 6. Ушинский, К. Д. (2004). Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. Москва: Фаир-Пресс.
7. 7. Цебрикова, М. К. (1872). Воспитание души и ее сил: опыт педагогической антропологии К. Д. Ушинского. Детский сад, 10–11.
8. 8. Ушинский, К. Д. (2002а). Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 2: Часть психологическая. Воля. Москва: Изд-во УРАО.
9. 9. Ушинский, К. Д. (2002b). Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 1. Часть физиологическая. Москва: Изд-во УРАО.
10. 10. Fox, J. (1981). Critical notice: Appraising Lakatos. Australasian Journal of Philosophy, 59(1), 92–103. https://doi.org/10.1080/00048408112340071
11. 11. Kuhn, T. S. (2012). The structure of scientific revolutions. Chicago; London: The Univ. of Chicago press.
12. 12. Niaz, M. (2020). Feyerabend’s Epistemological Anarchism: How Science Works and its Importance for Science Education. Cham: Springer.
13. 13. Библер, В. С. (2014). Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. Москва: DirectMEDIA.
14. 14. Курганов, С. Ю. (2019). Ребенок и взрослый в учебном диалоге. Санкт-Петербург: Образовательные проекты.
15. 15. UNESCO (2001). The following text was originally published in PROSPECTS: the quarterly review of comparative education. Paris, UNESCO: International Bureau of Education. 14, 1, 1984, and again in 24, 3/4, 1994.
16. 16. Beech, J. (2006). Universidad de San Andre, Argentina. The theme of educational transfer in comparative education: a view over time. Research in Comparative and International Education, 1, 1. https://doi.org/10.2304/rcie.2006.1.1.2
17. 17. Чистяков, В. В., Безух, К. Е. (2021). Педагогическая и социальная антропология. Ярославль: ЯГПУ.
18. 18. Скуднова, Т. Д. (2019). Психолого-педагогическая антропология К. Д. Ушинского и современное образование. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования.
19. 19. Болотов, В. А. (2021). Выскочить из колеи. Мои записки про образование вчера и сегодня. Москва: ИПК Радуга. https://ioe.hse.ru/data/2021/06/26/1429899891/Болотов%20записки%20финал.pdf
20. 20. Hans, N. (1962). K. D. Ushinsky: Russian pioneer of comparative education. Comparative Education Review, 5, 3, 162–166. https://doi.org/10.1086/444888
21. 21. Ермолин, Е. А. (2014). Константин Дмитриевич Ушинский. Ярославль: Ярослав Мудрый.
22. 22. Кондукторова, Н. В. (2016). Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования. Образование и воспитание, 5(10), 3–6. https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/
23. 23. Овчинников, Д. (2021) Юность не любит ходить на помочах. Педагог Константин Ушинский — императрице Марии Александровне: как воспитать из подростка достойного сына Отечества. Родина, 1, 10–15. https://rg.ru/2020/12/30/otkrytyj-urokrodiny-iunost-ne-liubit-hodit-na-pomochah.html
24. 24. Днепров, Э. Д. (2007). Ушинский и современность. Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ.
25. 25. Берлов, Д. Н. (2021). Педагогическая психофизиология К. Д. Ушинского. Интегративная физиология, 2(4), 378–389. https://doi.org/10.33910/2687-1270-2021-2-4-378-389
Скачать файл .pdf 411.61 кб