Авторы
- Серебрякова Наринэ Витальевна кандидат педагогических наук, доцент
- Шашкина Гульнара Рустэмовна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
Теоретические знания и практические компетенции студентов являются приоритетными в борьбе университетов за высокие рейтинги. Это приобретает
ключевое значение при изучении и формировании у них готовности к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде. Однако существующие возможности организации коррекционной помощи детям с темпо-ритмическими нарушениями в образовательном пространстве города являются недостаточно проработанными. Развитие частной образовательной практики и стремление к индивидуальным формам работы с заикающимися детьми является альтернативной возможностью оказывать профессиональную помощь детям с заиканием. Целью исследования являлось выявление и анализ готовности студентов — будущих логопедов — к педагогическому сопровождению детей с темпо-ритмическими нарушениями в различных типах учреждений (специальных и инклюзивных), а также обоснование концепции практико-ориентированного обучения. Основными методами выступали анкетирование в виде гугл-формы и его анализ. Всего было 50 вопросов, первые 45 из них содержали один правильный ответ из трех предложенных, на последние 5 вопросов нужно было дать свободный короткий ответ, высказав свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Результаты изучения вопроса о желании и возможности работать с заикающимися лицами разного возраста показал, что 76,3 % обучающихся утвердительно отвечают на данный вопрос, 16,6 % студентов не определились с контингентом и 7,1 % респондентов дали отрицательный ответ. Анализируя ответы студентов на вопрос о возрасте заикающихся, можно отметить, что 69,1 % студентов выбирают дошкольный возраст, 21,4 % студентов хотели бы работать с младшими школьниками и 9,5 % — с подростками. Анализ ответов по изучению наиболее интересных подходов к коррекции заикания показал, что 85,7 % студентов были практически едины во мнении о приоритете комплексного подхода в коррекции заикания лиц разного возраста, 9,5 % опрошенных проголосовали за педагогический подход и 4,8 % студентов выбрали психотерапевтический подход. Вопрос об участии студентов в научных конференциях показал, что 78,6 % студентов хотели бы принимать участие в работе научных мероприятий кафедры логопедии не только в качестве слушателей, но и в качестве спикеров, 11,9 % студентов дали отрицательный ответ и 9,5 % респондентов ответили, что не могут точно ответить и воздерживаются. Для повышения качества формирования профессиональных компетенций будущих логопедов необходимо не только знакомить их с вариантами оказания такой помощи, но и формировать понимание плюсов и минусов специфики работы логопеда в разных типах учреждений. В статье предлагается концепция всестороннего анализа приоритетов студентов при сопровождении детей с темпо-ритмическими нарушениями и обосновывается эффективность практико-ориентированной модели обучения.
Как ссылаться
Серебрякова, Н. В. & Шашкина, Г. Р. (2022). ВЫЯВЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ У СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(4), 169. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.4.10
Список литературы
1.
1. Anderson, A. (2019). Advancing Global Citizenship Education Through Global Competence and Critical Literacy: Innovative Practices for Inclusive Childhood Education. SAGE Open, 1–7. https://doi.org/10.1177/2158244019826000
2.
2. Collier, S. (2011). Post-soviet social. Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.23943/princeton/9780691148304.001.0001
3.
3. Froumin, I., Remorenko, I. (2020). From the “Best-in-the World” Soviet School to a Modern Globally Competitive School System. In Reimers, F. (Ed.). Audacious Education Purposes. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41882-3_9
4.
4. Silova, I., Palandjian, G. (2018). Imperio soviético, infancia y educación. Revista Española De Educación Comparada, (31), 147–171. https://doi.org/10.5944/reec.31.2018.21592
5.
5. Rao, K., Meo, G. (2016). Using Universal Design for Leaning to Design Standards-Based Lessons. SAGE Open. https://doi.org/10.1177/2158244016680688
6.
6. Баранников, К. А., Сулейманов, Р. С., Лесин, С. М., Куприянов Р. Б. (2020). Аналитика обучения как способ повышения эффективности системы управления образованием. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование, 2, 16–33. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2020-2-16-33
7.
7. Богданова, Т. Г., Гусейнова, А. А., & Назарова Н. М. (2016). Педагогика инклюзивного образования. Москва: ИНФРА-М. 335 c. https://doi.org/10.12737/20170
8.
8. Малофеев, Н. Н. (2018). От равных прав к равным возможностям, от специальной школы к инклюзии. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 190, 8–15. https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/190/malofeev_190_8_15.pdf
9.
9. Евтушенко, И. В. (2016). К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска. Современные проблемы науки и образования, 2, 211–220. https://science-education.ru/ru/article/view?id=24279
10.
10. Вакорина, Л. Ю., Приходько О. Г., Югова О. В. (2019). Психолого-медико-педагогические комиссии в контексте инклюзивного образования: ключевые показатели деятельности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Социология», 19(4), 814–824. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-4-814-824
11.
11. Екжанова, Е. А., Резникова Е. В. (2018). Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения. Специальное образование, 4(52), 21–40. https://doi.org/10.26170/sp18-04-02
12.
12. Ивенских, И. В., Сорокоумова, С. Н., Суворова, О. В. (2018). Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики. Вестник Мининского университета, 6(1). 12. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-12
13.
13. Engel, A., Barnett, W. S., Anders, Y., Taguma, M. (2015). Early Childhood Education and Care Policy Review: Norway. OECD, 137. https://www.oecd.org/norway/Early-Childhood-Education-and-Care-Policy-Review-Norway.pdf
14.
14. Vermeer, H. J., Ijzendoorn, M. H., Carcamo, R. A., Harrison, L. J. (2016). Quality of child care using the environment rating scales: a meta-analysis of international studies. International Journal of Early Childhood, Macquarie University, Sydney, Australia, 48(1), 33–60. https://researchers.mq.edu.au/en/publications/quality-of-child-care-using-theenvironment-rating-scales-a-meta-
15.
15. Prikhodko, O. G., Pyankova, A. V., Filatova, I. A. (2020). Using digital technologies for formation of oral speech in hearing-impaired pre-school children by a speech therapist. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, Yekaterinburg, Atlantis Press, 217–222. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42959243
16.
16. St. Louis, K. O., Myers, F. L., Bakker, K., Raphael, L. (2007). Understanding and treating cluttering. In Conture, E. G., Curlee, R. F. (Eds.). Stuttering and Related
Disorders of Fluency. NY-Stuttgart: Thieme, 308–311. https://www.worldcat.org/title/stuttering-and-related-disorders-of-fluency/oclc/84713076
17.
17. International Cluttering Association (2011). Webmaster Bakker K., USA. http://associations. missouristate.edu/ICA
18.
18. Ward, D., Scott K. S. (Eds.) (2011). Cluttering: A handbook of research, intervention and education. Hove and N. Y.: Psychology Press, Taylor & Frances Group. 328. https://www.routledge.com/Cluttering-A-Handbook-of-Research-Intervention-and-Education/Ward-Scott/p/book/9781848720299
19.
19. Kiseleva, N., Serebryakova, N., Shashkina, G., Skivitskaya, M. (2021). Professional training of future speech therapists for work in the inclusive educational
environment of a city. Education and City: Education and Quality of Living in the City: The Third Annual International Symposium, Moscow, August 24–26, 2020. Moscow: SHS Web of Conferences. 4004. https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2021/09/shsconf_ec2020_04004.pdf
20.
20. Бутко Г. А., Киселева, Н. Ю., Шашкина, Г. Р. (2022). Педагогическая олимпиада — инструмент оценки профессиональных компетенций. Педагогика, 86(2), 72–83. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48168375
21.
21. Серебрякова, Н. В., Шашкина, Г. Р. (2021). Современные тенденции обучения заикающихся детей в образовательном пространстве города. Логопедия: современный облик и контуры будущего. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 01–02 ноября 2021 года (с. 323–327). Москва: Московский педагогический государственный университет. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-reabilitatsii-doshkolnikov-s-zaikaniemv-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya
22.
22. Almazova, A. A., Filatova, Y. O., & Novitskaia I. V. (2022). The Current State, Problems and Prospects of Master’s Degree Programs in Speech-Language Pathology in Russia. Strategies for Policy in Science and Education, 30(1), 59–69. https://doi.org/10.53656/str2022-1-3-cur