Авторы
- Степанов Сергей Юрьевич профессор, доктор психологических наук
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДУКТИВНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ПРЕДМЕТНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Аннотация
В данной статье отражаются результаты экспериментального исследования взаимообусловленности параметров репродуктивности и продуктивности мышления младших школьников. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 64 ученика четвертого класса. В рамках исследования была разработана авторская программа, включающая предметно-творческие задачи на материале предметов математика и окружающий мир. Полученные результаты демонстрируют прямую связь параметра репродуктивности с параметрами дивергентности, оригинальности, критичности и адекватности. Необходимость смены репродуктивной образовательной стратегии на продуктивную обуславливает актуальность проблемы исследования. Предпосылками исследования выступают обновленные требования к образовательным результатам учащихся.
Список литературы
1.
1. Степанов, С.Ю. (2021) Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы / Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В., Рябова И.В., Гаврилова Е.В., Морозова О.А., Соболевская Т.А., Шепелева Е.А., Валуева Е.А., Овсянникова В.В., Мишина И.Б., Титов Н.А., Чернышева Л.А. М.: МГПУ, 2021. 192 с.
2.
2. Оржековский, П.А. (2022) Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности. / Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Боровских Т.А., Викторова Н.В., Лавров А.П., Лукьянова И.Н., Мишина И.Б., Титов Н.А., Чернышева Л.А., Шойтова В.С., Фещенко И.А. монография. М.: МПГУ. 240 с.
3.
3. Лукьянова, И.Н. (2021). Творческая задача как фактор развития креативного и репродуктивного мышления. Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции, 154—159. http://izvestia-ippo.ru/lukyanova-i-n-tvorcheskaya-zadacha-kak-f/
4.
4. Пономарев, Я.А. (1969). Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР. 352 с.
5.
5. Давыдов, В.В. и др. (1966). Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение. 420 с.
6.
6. Гальперин, П.Я., Данилова, В.Л. (1980). Воспитание систематического мышления в процессе решения творческих задач. Вопросы психологии, 1, 31-38.
7.
7. Калмыкова, З. И. (1981). Продуктивное мышление как основа обучаемости. Москва: Педагогика. 200 с.
8.
8. Выготский, Л. С. (1997). Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ. 91 с.
9.
9. Орлов В.А. Творческие экспериментальные задания // Физика в школе. – 1994. – № 4. – С. 21–25; № 5. – С. 27–31; № 6. – С. 19–23; 1995. – № 1. – С. 28–32; № 3. – С. 24–30.
10.
10. Оржековский, П.А. (1998) Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии / Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. – М.: АРКТИ. – 48 с.
11.
11. Guilford, J.P. (1950) Creativity. American Psychologist, 5, 444-454. http://dx.doi.org/10.1037/h0063487
12.
12. Guilford, J. P. (1968). Creativity, Intelligence and Their Educational Implications. EDITS/Knapp, San Diego, CA. 229 р. https://doi.org/10.1177/001316446902900437
13.
13. Renzulli, J. S., Reis, S. M. (2018). The three-ring conception of giftedness: A developmental approach for promoting creative productivity in young people. In S. I. Pfeiffer, E. Shaunessy-Dedrick, & M. Foley-Nicpon (Eds.), APA handbook of giftedness and talent). American Psychological Association, 185–199. https://doi.org/10.1037/0000038-012
14.
14. Runco, M. N. Hao, Acar J., Tang M. (2016). The Social «Cost» of Working in Groups and Impact of Values and Creativity. Creativity. Theories-Research-Applications, 3(2), 229–243.
15.
15. Chand, I., Runco, M. A. (1992). Problem finding skills as components in the creative process. Person. Indiv. Diff. 14, 155–162. https://doi.org/10.1016/0191-8869(93)90185-6
16.
16. Sternberg, R. J., Lubart, T. I. (1996). Investing in creativity. American Psychologist, 51(7), 677–688. https://doi.org/10.1037/0003-066X.51.7.677
17.
17. Torrance, E. P. (1963). Education and the Creative Potential. Univ of Minnesota Press.
18.
18. Torrance, E. P. (1968). A longitudinal examination of the fourth-grade slump in creativity. Gifted Child Quart, 12, 195–199. https://doi.org/10.1177/001698626801200401
19.
19. Разумовский В.Г. Творческие задачи по физике. – М.: Просвещение, 1966. 159 с.
20.
20. Немов, Р.С. (2003). Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
21.
21. OECD. (2019). Education at a Glance, OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/f8d7880d-en
22.
22. Yang, J., Zhao, X. (2021). The effect of creative thinking on academic performance: Mechanisms, heterogeneity, and implication. Thinking Skills and Creativity, 40. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100831.
23.
23. PISA-2018. Краткий отчет по результатам исследования. https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf
24.
24. Mourgues, C., Tan, М., Hein, S., Elliott, J. G., Grigorenko, E. L. (2016). Using creativity to predict future academic performance: An application of Aurora's five subtests for creativity. Learning and Individual Differences. Volume 51, 338-386. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.02.001.
25.
25. Anwar, M. N., Shamim-ur-Rasool, S., Haq, R. (2012). A comparison of creative thinking abilities of high and low achievers secondary school students. International Interdisciplinary Journal of Education, 1 (1), 23–28.
26.
26. Gralewski, J., Karwowski, M. (2012). Creativity and school grades: A case from Poland. Thinking Skills and Creativity, 7(3), 198–208. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2012.03.002
27.
27. Niaz, M., Nunez, G. S., Pineda, I. R. (2000). Academic performance of high school students as a function of mental capacity, cognitive style, mobility-fixity dimension, and creativity. Journal of Creative Behaviour, 34 (1), 18–29.
28.
28. Kaufman, J. C., Kapoor, H., Patston, T., Cropley, D. H. (2021). Explaining standardized educational test scores: The role of creativity above and beyond GPA and personality. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000433
29.
29. Ai, X. (1999). Creativity and academic achievement: An investigation of gender differences. Creativity Research Journal, 12 (4), 329–337.
30.
30. Hansenne, M., Legrand, J. (2012). Creativity, emotional intelligence, and school performance in children. International Journal of Educational Research, 53, 264–268. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.03.015
31.
31. Gajda А. (2016). The relationship between school achievement and creativity at different educational stages. Thinking Skills and Creativity, 19, 246-259. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.12.004
32.
32. Лукьянова, И.Н., Степанов, С.Ю. (2022). Развитие репродуктивного и продуктивного мышления младших школьников при решении предметно-творческих задач. Наука. Управление. Образование. РФ, № 4(8), 31-52. https://doi.org/10.56464/2713-0487_2022_4_31
33.
33. Лукьянова, И.Н., Степанов, С.Ю. (2022). Развитие продуктивного и репродуктивного мышления обучающихся 4-го класса при решении предметно-творческих задач: учебно-методическое пособие. М.: Известия ИППО. 70 с.
34.
34. Akpur, U. (2020). Critical, Reflective, Creative Thinking and Their Reflections on Academic Achievement, Thinking Skills and Creativity, 37. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100683
35.
35. Wang, Y., Wang, L. (2016). Self-construal and creativity: The moderator effect of self-esteem. Personality and Individual Differences, 99, 184-189. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.04.086
36.
36. Семенов, И. Н., Зарецкий, В. К., Степанов, С. Ю. (1979) Продуктивность рефлексии при дискурсивном решении задач. В кн.: Новые исследования по психологии, № 2, 7—12.
37.
37. Семенов, И.Н., Степанов, С.Ю. (1992) Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ. 224 с.
38.
38. Гальперин, П.Я., Данилова, В.Л. (1980) Воспитание систематического мышления в процессе решения творческих задач. Вопросы психологии, № 1, 31-38.
39.
39. Segundo-Marcos, R. I., López- Fernández, V., Daza-González, M. T. Phillips-Silver, J. (2020). Promoting children’s creative thinking through reading and writing in a cooperative learning classroom. Thinking Skills and Creativity, 36. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100663
40.
40. Sebastian, J., Huang, H. (2016). Examining the relationship of a survey-based measure of math creativity with math achievement: Cross-national evidence from PISA 2012. International Journal of Educational Research, 80, 74-92. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2016.08.010
41.
41. Xiao-Ping, D, Xiang-Kui, Z. (2011). Understanding the Relationship between Self-esteem and Creativity: A Meta-analysis[J], 19(5), 645-651. https://journal.psych.ac.cn/xlkxjz/EN/Y2011/V19/I5/645
42.
42. Семенов, И.Н. (1990) Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач: Монография, АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. Москва : НИИОПП. 215 с.
43.
43. Степанов, С. Ю. (2019). К проблеме выбора стратегии развития цифрового образования как непрерывного // Непрерывное образование: XXI век, 1 (25). DOI: 10.15393/j5.art.2019.4464
44.
44. Rosseel, J., Anseel, F. (2022). When Reflection Hinders Creative Problem-Solving: a Test of Alternative Reflection Strategies. J Bus Psychol, 37, 429–441. https://doi.org/10.1007/s10869-021-09741-8
45.
45. Anseel, F., & Ong, M. (2020). Reflection: Behavioral strategies to structure and accelerate learning from experience. In V. S. Harvery & K. P. De Meuse (Eds.), The age of agility: Building learning agile leaders and organizations. SIOP Professional Practice Series – Oxford University Press. https://doi.org/10.31234/osf.io/x2mz4
46.
46. Робинсон, К. (2011) Новый взгляд на систему образования. https://yandex.ru/video/preview/1630730008064877337