Главная Выпуски 17(1)

ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ И КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ

Педагогическое образование , УДК: 37.072 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.1.01

Авторы

  • Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент
  • Белолуцкая Анастасия Кирилловна кандидат психологических наук
  • Мкртчян Вардигул Аргамовна

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена нарастающей креативизацией современного рынка труда и той ролью, которую играет городской университет в развитии экономики столицы. Цели исследования заключались в выявлении представлений работодателей о компетенциях, необходимых для развития данной сферы; в определении кадровых потребностей работодателей; в прояснении отношения представителей креативных индустрий к сотрудничеству с университетами. В ходе исследования применялся пакет инструментов, специально разработанный на основе опросных методов: анкета для представителей сферы креативных индустрий, гайды вопросов для проведения фокус-групп и полуструктурированных интервью с работодателями. Исследование запроса работодателей проводилось весной 2022 года. Всего в нем приняли участие 75 человек из сферы дизайна, медиа, исполнительских искусств, кино и анимации, информационных технологий и видеоигр, сохранения культурного наследия, образования в креативных индустриях и ряда других. В результате было выявлено, что наиболее востребованные и одновременно проблемные компетенции для креативных индустрий Москвы — коммуникативные, организационно-управленческие и self-компетенции. Также зафиксировано противоречие между сформировавшимся запросом на креативных работников, способных обеспечивать технологические прорывы, и неопределенными потребностями работодателей в отлаживании механизмов взаимодействия с вузами, образовательные программы которых, по мнению работодателей, отстают от реальной практики креативных индустрий. С практической точки зрения полученные результаты позволяют вычленить область дефицитов во взаимодействии городского университета и работодателей в сфере креативной экономики, определить направления изменения содержания и технологий обучения для решения задачи обеспечения современного рынка труда востребованными кадрами. Созданные инструменты и процедуры исследования в дальнейшем могут лечь в основу разработки системы мониторинга соответствия результатов работы городского университета запросу рынка труда креативных индустрий.

Как ссылаться

Криштофик, И. С., Белолуцкая, А. К. & Мкртчян, В. А. (2023). ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ И КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.01
Список литературы
1. 1. Балмасова, Т. А. (2016). «Третья миссия» университета новый вектор развития? Высшее образование в России, 8–9(204). 48–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tretya-missiya-universiteta-novyy-vektor-razvitiya
2. 2. Ицковиц, Г. (2011). Модель тройной спирали. Инновации, 4(150). 5–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-troynoy-spirali
3. 3. Унгер, М., Полт, В. (2017). «Треугольник знаний» между сферами науки, образования и инноваций: концептуальная дискуссия. Форсайт. 11(2), 10–26. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.2.10.26
4. 4. Кудряшова, Е. В., Сорокин, С. Э., Бугаенко, О. Д. (2020). Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии». Высшее образование в России, 5, 9–21. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21
5. 5. Epure, M. (2017). University-business cooperation: adapting the curriculum and educational package to labor market requirements. Proceedings of the International Conference on Business Excellence, 11(1), 339–349. https://doi.org/10.1515/picbe-2017-0036
6. 6. Пеша, А. В., Камарова, Т. А., Патутина, С. Ю. (2019). Дорожная карта взаимодействия высшего учебного заведения, работодателей и студентов в условиях современной инновационной экономики. Современное образование, 1, 48–62. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2019.1.24354
7. 7. Sanahuja, Vélez, G., Ribes, G. G. (2015). Effects of business internships on students, employers, and higher education institutions: A systematic review. Journal of employment counseling, 52(3), 121–130. https://doi.org/10.1002/joec.12010
8. 8. Gruzdev, M. V., Kuznetsova, I. V., Tarkhanova, I. Y., Kazakova, E. I. (2018). University Graduates’ Soft Skills: The Employers’ Opinion. European journal of contemporary education. 7(4), 690–698. https://doi.org/10.13187/ejced.2018.4.690
9. 9. Souto-Otero, M., Enders, J. (2017). International students’ and employers’ use of rankings: a cross-national analysis. Studies in Higher Education, 42(4), 783–810. https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1074672
10. 10. Kinash, S., McGillivray, L., Crane, L. (2018). Do university students, alumni, educators and employers link assessment and graduate employability? Higher Education Research & Development, 37(2), 301–315. https://doi.org/10.1080/07294360.2017.1370439
11. 11. Белолуцкая, А. К., Криштофик, И. С., Мкртчян, В. А. (2022). Особенности профессиональной рефлексии участников олимпиады «Я — профессионал». Высшее образование в России, 31(1), 98–119. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-98-119
12. 12. Богуславский, М. В., Ладыжец, Н. С., Санникова, О. В., Неборский, Е. В. (2020). Роль и место регионального университета в системе подготовки кадров в оценках работодателей. Высшее образование в России, 12, 45–56. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-45-56
13. 13. Данилаев, Д. П., Маливанов, Н. Н. (2017). Современные условия и структура взаимодействия вузов, студентов и работодателей. Высшее образование в России, 6, 29–35. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1073
14. 14. Левина, Е. В. (2019). Креативизация рынка труда как современный фактор конкурентоспособности столичных мегаполисов. Экономика и социум: современные модели развития, 2, 177–192. https://doi.org/10.18334/ecsoc.9.2.40863
15. 15. Зеленцова, Е. В., Гладких, Н. В. (2021). Творческие индустрии: теории и практики. Монография. Москва: Т8-RUGRAM. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46133410
16. 16. Santoro, G., Bresciani, S., Papa, A. (2020). Collaborative modes with cultural and creative industries and innovation performance: The moderating role of heterogeneous sources of knowledge and absorptive capacity. Technovation, 92–93. 102040. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2018.06.003
17. 17. Li, F. (2020). The digital transformation of business models in the creative industries: A holistic framework and emerging trends. Technovation, 92–93, 102012. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2017.12.004
18. 18. Rodríguez-Gulías, M. J., Fernández-López, S., Rodeiro-Pazos, D. (2020). Innovation in cultural and creative industries firms with an academic origin (CCI-USOs): The role of regional context. Technovation, 92–93, 102044. https://doi.org/10.1016/j.technovation.2018.06.007
19. 19. Заборцева, Т. И., Балязина, А. В. (2019). Креативная экономика и креативная география: методологические подходы и практика. Известия Иркутского государственного университета. Серия Науки о Земле, 29, 53–67. https://doi.org/10.26516/2073-3402.2019.29.53
20. 20. Schoales, J. (2022). Competing in the creative industries: Two-sided networks and the case of Hollywood. City, Culture and Society, 28, 1877–9166. https://doi.org/10.1016/j.ccs.2021.100439
21. 21. Linton, J. (2022). Quiet Contributors: The Role of the Arts, Humanities and Social Sciences in Innovation. Foresight and STI Governance, 12(3), 6–12. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2018.3.6.12
22. 22. Бокова, А. В. (2016). Креативные индустрии как совокупность сложных сетевых структур. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 1(21), 5–12. https://doi.org/10.17223/22220836/21/1
23. 23. Nogare, C. D., MurzynKupisz, M. (2021). Do museums foster innovation through engagement with the cultural and creative industries? Journal of Cultural Economics, 45, 671–704. https://doi.org/10.1007/s10824-021-09418-3
24. 24. Park, S. H., Zhang, Y. (2020). Cultural entrepreneurship in corporate governance practice diffusion: Framing of “independent directors” by US-listed chinese companies. Organization Science, 31(6), 1359–1384. https://doi.org/10.1287/orsc.2019.
25. 25. Klein, M., Gerlitzb, L., Spychalska-Wojtkiewiczc, M. (2021). Cultural and creative industries as boost for innovation and sustainable development of companies in cross innovation process. Procedia Computer Science, 192, 4218–4226. https://doi.org/10.1016/j.procs.2021.09.198
26. 26. Ашутова, Т. В., Желнина, З. Ю. (2019). Стратегический проект «Креативный город — территория развития» как модель взаимодействия опорного университета и региона. Высшее образование в России, 28(3), 116–126. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-116-126
27. 27. Khlystova, O., Kalyuzhnova, Y., Belitski, M. (2022). The impact of the COVID-19 pandemic on the creative industries: A literature review and future research agenda. Journal of Business Research, 139, 1192–1210. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2021.09.062
28. 28. Абрамова, И. Е., Шишмолина, Е. П., Николаева, О. О. (2021). Профессионально интегрированная иноязычная подготовка студентов сферы гостеприимства в условиях цифровизации. Перспективы науки и образования, 4(52), 238–246. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.15
29. 29. Глухов, Г. В., Ермакова, Ю. Д., Капустина, Л. В. (2019). Оптимизация процесса формирования профессиональных иноязычных речевых компетенций у студентов профиля «Туристское дело» в экономическом вузе. Самарский научный вестник, 3(28), 264–269. https://doi.org/10.24411/2309-4370-2019-13305
30. 30. Грудзинский, А. О., Гуськова, И. В., Серебровская, Н. Е., Марико В. В. (2020). О магистерской программе «Управление креативным персоналом»: методологические основания. Высшее образование в России, 29(11), 51–62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-51-62
31. 31. Новикова, Т. Е., Макарова, Л. С., Буреев, А. А., Жуковская, Л. И. (2021). Актуальные тенденции подготовки журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и запросами медиа индустрии. Вопросы теории и практики журналистики, 10(3), 558–572. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572
32. 32. Al-Edenat, M., Al-Hawamdeh, N. (2021). Revisiting the entrepreneurial ventures through the adoption of business incubators by higher education institutions. International Journal of Management Education, 19(1). https://doi.org/10.1016/j.ijme.2020.100419
33. 33. Lounsbury, M., Glynn, M. A. (2019). Cultural entrepreneurship: A new agenda for the study of entrepreneurial processes and possibilities. Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781108539487
34. 34. Ольховая, Т. А., Зинюхина, Н. А., Никулина, Ю. Н. (2019). Сотрудничество университета и бизнес-сообщества: опыт и приоритеты развития. Высшее образование в России, 28(7), 139–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-7-139-149
35. 35. Cerisola, S. (2018). Multiple creative talents and their determinants at the local level. Journal of Cultural Economics, 42(2), 243–269. https://doi.org/10.1007/s10824-017-9299-8
36. 36. Черных, С. И. (2018). Социальные лифты в образовании: проблемы и решения. Высшее образование в России, 27(6), 88–95. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1398/1148
Скачать файл .pdf 522.48 кб