Главная Выпуски 17(1)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЫВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 372.8 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.1.05

Авторы

  • Адамский Александр Изотович кандидат педагогических наук
  • Львовский Владимир Александрович кандидат психологических наук, доцент

Аннотация

В статье рассматривается проблема отношения «норма – деятельность», от того или иного способа решения которой зависит развитие системы физического образования. Порождение новых способов деятельности требует институализации новых норм, существенного изменения образовательной программы, в которой должно реализовываться развивающее обучение. В статье подробно рассматриваются такие вопросы, как: соотношение обучения и развития, реализация физического образования с учетом зоны ближайшего развития, новые дидактические принципы и их приложение к обучению физике в основной школе. Намечена исследовательская программа для поиска возможностей преодоления институционального разрыва деятельностного подхода в физическом образовании

Как ссылаться

Адамский, А. И. & Львовский, В. А. (2023). ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗРЫВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 96. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.05
Список литературы
1. 1. Токвиль, А. (2000). Демократия в Америке. М.: Весь мир. 559 с.
2. 2. Хёйзинга, Й. (2011). Homo ludens. Человек играющий: опыт определения игрового элемента культуры. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха. 416 с.
3. 3. Гегель, Г. В. Ф. (1997). Наука логики. СПб.: Наука. 799 с.
4. 4. Богоявленская, Д. Б. (2002). Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия. 320 с.
5. 5. Выготский, Л. С. (1996). Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Психологическая наука и образование, 1(4), 5–18.
6. 6. Цукерман, Г. А. (2000). Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста. Вестник МАРО, 7, 34–43.
7. 7. Асмолов, А. Г. (1984). Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ. 104 с.
8. 8. Леонтьев, А. Н. (1994). Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во МГУ. 287 с.
9. 9. Шумпетер, Й. А. (1982). Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс. 455 с.
10. 10. Сенека, Л. А. (1977). Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука. 384 с.
11. 11. Килпатрик, В. Х. (1930). Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М.: Работник просвещения (тип. изд-ва «Дер эмес»). 88 с.
12. 12. Выготский, Л. С. (1984). Орудие и знак в развитии ребенка. Собрание сочинений, т. 6 (с. 5–90). М.: Педагогика.
13. 13. Дик, Ю. И., Коровин, В. А. (сост.). (1994). Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.: Просвещение. 288 с.
14. 14. Водянский, А. М., Гара, Н. Н. (сост.). (2000). Примерные программы основного общего образования. М.: Дрофа. 448 с.
15. 15. Кузнецов, А. А., Рыжаков, М. В., Кондаков, А. М. (рук. проекта) (2010). Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7–9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение. 80 с.
16. 16. Черникова, О. А., Гладенкова, С. Н., Кудрявцев, В. В. (2021). Методическое пособие к учебнику И. М. Перышкина, А. И. Иванова. М.: Просвещение. 200 с. URL: https://rosuchebnik.ru/material/fizika-7-klass-metodicheskoe-posobie-peryshkin-ivanov/
17. 17. Перышкин, И. М., Иванов, А. И. (2022). Физика. 7 класс. Учебник. М.: Просвещение. 240 с.
18. 18. Эльконин, Д. Б. (1989). Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 560 с.
19. 19. Давыдов, В. В. (1996). Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 544 с.
20. 20. Ильенков, Э. В. (2002). Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК. 112 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
21. 21. Давыдов, В. В. (1974). Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения в школе будущего. В кн.: Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально-технических училищ (с. 3–14). М. URL: http://evgenysavin.ru/_ld/0/44_MzI.pdf (в сокращении).
22. 22. Арсеньев, А. С., Безречевных, Э. В., Давыдов В. В. и др. (1981). Философско-психологические проблемы развития образования (под ред. В. В. Давыдова). М.: Педагогика. 176 с.
23. 23. Львовский, В. А. (2010). Физика как экспериментальный учебный предмет развивающего обучения. Психология обучения, 8, 99–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15204862
24. 24. Ленц, Э. (1852). Руководство к физике, составленное по поручению Министерства народного просвещения для русских гимназий академиком и профессором Э. Ленцом (часть 1, 4-е изд.). СПб.: тип. Имп. Акад. наук. 368 с.
25. 25. Ландсберг, Г. С. (ред). (2004). Элементарный учебник физики. Учеб. пособие (в 3 т., т. 1 «Механика. Теплота. Молекулярная физика», 13-е изд.). М.: ФИЗМАТЛИТ. 608 с.
26. 26. Гендештейн, Л. Э., Кайдалов, А. Б., Кожевников, В. Б. (2009). Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (в 2 ч., ч. 1; под ред. В. А. Орлова, И. И. Ройзена). М.: Мнемозина. 254 с.
27. 27. Давыдов, В. В. (2000). Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогическое общество России. 480 с.
28. 28. Рубцов, В. В. (1975). Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики). Вопросы психологии, 21(5), 97–109.
29. 29. Рубцов, В. В., Львовский, В. А., Медведев, А. М. (1984). Особенности физического мышления. Проблема его формирования и диагностики у школьников. В кн.: Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Межвузовский сборник научных трудов (с. 25–38). Саранск: изд-во Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева.
30. 30. Львовский, В. А., Грук, В. Ю., Нежнов, П. Г., Янишевская, М. А. (2015). Деятельностный подход к физическому образованию школьников. М.: Авторский Клуб. 140 с. (Сер. Классика развивающего обучения). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32431017
31. 31. Гальперин, П. Я. (1966). К учению об интериоризации. Вопросы психологии, 6, 25–32.
32. 32. Львовский, В. А., Янишевская, М. А. (2017). Обновление содержания основного общего образования. Сер. ФГОС: обновление содержания образования. М.: Авторский Клуб. 56 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30623029
33. 33. Дик, Ю. И. и др. (1998). Физика. В кн.: Леднев, В. С., Никандров, Н. Д., Лазутова, М. Н. (ред). Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (кн. 2 «Математика. Естественно-научные дисциплины» (с. 79–113)). М.: ТЦ Сфера, Прометей.
Скачать файл .pdf 468.53 кб