Авторы
- Жукова Наталья Вячеславовна кандидат химических наук, доцент
- Ляпина Ольга Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация
Технологизация образования всех уровней ведет к возрастанию роли проектного вида профессиональной деятельности в период обучения студентов в педагогическом вузе. Идет поиск новых форм и методов обучения в данном направлении, а также модернизация системы оценивания уровня сформированности проектных компетенций у будущего учителя. Целью настоящего исследования является: на основе анализа нормативных документов, научно-педагогической литературы и обобщения опыта профессиональной подготовки студентов в педагогических вузах сформулировать определение понятия «проектные компетенции учителя химии», уточнить терминологию связанных с ним понятий и предложить способ оценки уровня сформированности проектных компетенций будущего учителя химии. На основе анализа различных подходов к рассмотрению категории «проектная деятельность учителя» нами было сформулировано определение проектной компетентности учителя химии и рассмотрены критериально-оценочный и результативный компоненты модели развития проектной компетентности учителя. Описанная система оценки сформированности профессиональных компетенций содержит в себе три базовых компонента: целевой (характеристика критериев, показателей и уровней
оцениваемых компетенций), содержательный (базовые положения, на которых строится оценивание), операционный (описание процесса системы оценивания). Данные, полученные нами в ходе выполнения апробации разработанной системы оценивания и подготовленного фонда оценочных средств показали, что оценочные средства позволяют не только установить уровень сформированности проектных компетенций, но и на их основе выявить имеющиеся образовательные дефициты и внести коррективы в образовательный процесс с целью повышения его результативности
Как ссылаться
Жукова, Н. В. & Ляпина, О. А. (2023). ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 32. https://doi.org/ 10.25688/2076-9121.2023.17.1.02
Список литературы
1.
1. Акулова, О. В., Заир-Бек, Е. С., Пискунова, Е. В., Радионова, Н. Ф., Тряпицына, А. П. (2007). Компетентностная модель современного педагога. Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 158 с.
2.
2. Бермус, А. Г. (2005). Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3.
3. Likisa, K. D. (2018). Challenges and prospects of competency-based education: The case of adama science and technology university alumni students and hawas TVET college, adama, ethiopia. Competency-based Education. Western Governors University. https://doi.org/10.1002/cbe2.1163
4.
4. Соснин, Н. В. (2014). О проблеме трансляции компетенций в содержание обучения. Высшее образование в России, 12, 64–71. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/82
5.
5. Zhukova, O. A. (2018) Social competence: the components and the functions. International. Academy Journal Web of Scholar, 9(27), 22–29. https://doi.org/10.31435/rsglobal_wos/30092018/6125
6.
6. Грачев, В. В., Жукова, О. А., Орлов, А. А. (2009). Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Педагогика, 2, 107–111.
7.
7. Gervais, J. (2016). The operational definition of competency‐based education. The Journal of Competency-Based Education, 1(2), 98–106. https://doi.org/10.1002/cbe2.1011
8.
8. Shakirova, A. M., Zamaletdinov, R. R., Fahrutdinova, R. A., Fahrutdinov, R. R. (2018). Competence approach as a basis of professional training for higher education students in conditions of implementing new educational standards. The Journal of Social Sciences Research, Academic Research Publishing Group, 4, 61–64. URL: https://ideas.repec.org/a/arp/tjssrr/2018p61-64.html
9.
9. Serbati, A. (2015). Implementation of Competence-Based Learning Approach: Stories of Practices and the Tuning Contribution to Academic Innovation. Tuning Journal for Higher Education, 3(1), 19–56. URL: https://doi.org/10.18543/tjhe-3(1)-2015pp19-56
10.
10. Lorenzi, L., Serbati, A., Vianello, F. (2018). “Bilancio di competenze e inclusione sociale: un’esperienza di riconoscimento dei saperi esperienziali con detenuti ed ex detenuti”. LLL, 32(15), 51–67. URL: http://www.edaforum.it/ojs/index.php/LLL/article/view/126
11.
11. Bolotov, V., Motova, G., Navodnov, V. (2019). The Monitoring of Monitoring: What’s Wrong with the Ministry’s New Approach to Supervision of Effectiveness of Higher Education Institutions’ Performance? Университетское управление: практика и анализ, 23(3), 5–13. https://doi.org/10.15826/umpa.2019.03.015
12.
12. Galiamova, E., Kiamova, A., Chernova, N., Antropova, G., Matveev, S. (2018). Assessment of the professional competence formation with future teachers in a teachertraining university. ICERI Proceedings, 9640–9645. URL: https://library.iated.org/view/GALIAMOVA2018ASS
13.
13. Сибагатуллина, А. Р., Степанова, Г. А. (2021). Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде. Вестник Мининского университета, 9(4). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-4
14.
14. Çakmak, M., Gündüz, M., Emstad, A. B. (2019). Challenging moments of novice teachers: survival strategies developed through experiences. Cambridge Journal of Education. https://doi.org/https://doi.org/10.1080/0305764X.2018.1476465
15.
15. Колесникова, И. А. (2009). Педагогическое проектирование. Учебное пособие. М.: Академия.
16.
16. Яковлева, Н. О. (2011). Педагогическое проектирование как процесс. Вестник КГПИ, 3, 53–55.
17.
17. Volchegorskayam, E., Fortyginam, S. N., Yakovlevam, N. O. (2018). Informationeducational environment as a means for developing projecting competence of future elementary school teachers. Espacios, 39(30), 1. URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n30/a18v39n30p07.pdf
18.
18. Байденко, В. И., Селезнева, Н. А. (2011). Конкурентоспособные образовательные программы: к формированию концепции. Высшее образование в России, 5, 24–39.
19.
19. Muñoz, D. R., Araya D. H. (2017). The challenges of competence-based assessment in the educational field. Articles — Educ. Pesqui, 43(4). URL: https://doi.org/10.1590/S1678-4634201706164230
20.
20. Марголис, А. А. (2019). Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик. Психологическая наука и образование, 24(1), 5–30. https://doi.org/10.17759/pse.2019240101
21.
21. Меркулова, С. (2008). К проблеме оценки компетентности. Высшее образование в России, 2, 163–165.
22.
22. Shikhova, O. F., Veretennikova, V. B., Urazova, E. Sh. (2020). The bases for projecting individual educational trajectories of future teachers. Arpha. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 3, 26–95.
23.
23. Drovnikov, A., Nikolaev, E., Afanasev, A., Ivanov, V., Petrova, T., Tenyukova, G., Maksimova, N., Povshednaya, F. (2016). Teachers’ Professional competence assessment technology in qualification improvement process. International Review of Management and Marketing, 6, 111–115.
24.
24. Семенова, Т. В., Сизова, Ж. М., Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. (2021). Руководство по разработке и применению оценочных средств для аттестации и аккредитации. Учебное пособие. СПб.
25.
25. Papanthymou, A. (2018). Student Self-Assessment in Higher Education. The International Experience and the Greek Example, 8, 130–146.
26.
26. Efremova, N., Shapovalova, O., Huseynova, A. (2020). Innovative technologies for the formation and assessment of competencies and skills in the XXI century. E3S Web of Conferences, 210, 18021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018021
27.
27. Якунчев, М. А., Жукова, Н. В., Маскаева, Т. А., Ляпина, О. А. (2019). Модернизация государственной итоговой аттестации выпускников педагогического вуза. Перспективы науки и образования, 6(42), 65–77. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.6