Главная Выпуски 17(1)

ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ: ПРИМЕР ДЕДОГМАТИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.026.6 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.1.06

Авторы

  • Букарев Роман Владимирович
  • Кулягина Галина Петровна
  • Лукашук Олеся Николаевна кандидат педагогических наук
  • Опарин Роман Владимирович кандидат педагогических наук
  • Реморенко Игорь Михайлович доктор педагогических наук, доцент
  • Юшков Алексей Николаевич кандидат психологических наук

Аннотация

Институт содержания, методов и технологий образования Московского городского педагогического университета ведет работу по обновлению «Московской электронной школы». «Московская электронная школа» — единая электронная среда для планирования учебных занятий и размещения различных учебных материалов (рабочие программы учебных курсов, сценарии уроков, оценочные материалы, учебники и учебные пособия, учебные лаборатории и т. п.). В задачи института входит методическая поддержка учителей, помощь в выборе наиболее интересных и актуальных учебно-методических разработок, осуществление собственных разработок для «Московской электронной школы». В статье представлена модельная разработка по теме «Основы наследственности», описывающая организацию учебного процесса, когда содержанием образования становятся не только научные факты, закономерности, которые необходимо запомнить, но и сам способ порождения научного знания. Показано, как возможно освоение научных открытий в их динамике — от постановки учащимися исследовательских вопросов к фиксации научных моделей и описанию результатов исследований. В статье подчеркивается значимость учебного непонимания, порождающего учебную коммуникацию и мышление. Учебное непонимание возникает в пространстве проблемной ситуации, атрибутивная особенность которой — логическое противоречие. Противоречие преодолевается посредством постановки самими учащимися исследовательских вопросов и проведения реальных или виртуальных экспериментов. Такая организация образовательного процесса вытекает из понимания содержания образования как триединства предметного содержания, способов организации учебного процесса и типа отношений между участниками образовательного процесса. Третья составляющая указывает на значимость учебной активности учащихся, неустранимость их субъектной позиции. По мнению разработчиков, данные материалы могут быть использованы учителями с целью формирования современного содержания образования, достижения актуальных образовательных результатов обучающихся и как прецедент выполнения иных методических разработок, делающих содержание образования более осмысленным и современным.

Как ссылаться

Букарев, Р. В., Кулягина, Г. П., Лукашук, О. Н., Опарин, Р. В., Реморенко, И. М. & Юшков, А. Н. (2023). ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ: ПРИМЕР ДЕДОГМАТИЗИРОВАННОГО ПОДХОДА К ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 114. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.06
Список литературы
1. 1. Кун Т. (2002). Структура научных революций (пер. с англ. Т. Кун; сост. В. Ю. Кузнецов). М.: АСТ. В кн. также: Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.
2. 2. Фрумин, И. Д., Добрякова, М. С., Баранников, К. А., Реморенко, И. М. (2018). Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
3. 3. Брушлинский, А. В., Поликарпов, В. А. (1990). Мышление и общение. М.: Университетское.
4. 4. Матюшкин, А. М. (1972). Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика.
5. 5. Давыдов, В. В. (1986). Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика.
6. 6. Библер, В. С. (1990). От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат.
7. 7. Уиллингем, Д. (2020). Почему ученики не любят школу? Когнитивный психолог отвечает на вопросы о том, как функционирует разум и что это означает для школьных занятий (пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»). М.: Изд. дом Высшей школы экономики.
8. 8. Шредингер, Э. (1990). Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. Ижевск: Ижевская республиканская типография.
9. 9. Уотсон, Джеймс Д. (2019). Двойная спираль. Открытие структуры ДНК (пер. с англ. О. Перфильева). М.: АСТ.
Скачать файл .pdf 551.51 кб