Авторы
- Фатихова Лидия Фаварисовна кандидат педагогических наук
Аннотация
Актуальность проблемы исследования определяется значимостью изучения родительского отношения как механизма, оказывающего большое влияние на становление личности ребенка. Особую значимость она приобретает тогда, когда речь идет о детях с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью), на социализацию которых оказывают большое влияние родители (особенно матери). В статье представлено сравнение результатов исследования отношения матерей к ребенку и жизни в семье в зависимости от возраста детей и сохранности (несохранности) их интеллекта. Исследования родительского отношения к различным сторонам семейной жизни проводятся в психологической науке как в отношении семей, воспитывающих детей без нарушений психического развития, так и семей детей с нарушениями развития, в том числе и интеллектуального. В качестве метода исследования выступил опросник PARI, целью которого является выявление отношения родителей (матерей) к разным сторонам семейной жизни. Выборка исследования
включала 135 матерей детей без нарушений интеллектуального развития и 148 матерей детей с нарушениями интеллектуального развития. Проведенное исследование выявило особенности родительского отношения матерей детей с нарушениями интеллектуального развития в процессе сопоставления полученных данных с результатами исследования родительского отношения матерей детей без нарушений интеллекта. Кроме того, сравнительный анализ показал статистически значимые различия родительского отношения внутри групп матерей детей с сохранным и нарушенным интеллектом, дифференцированным по признаку возраста детей — младший школьный, подростковый и юношеский. Выявленные различия позволяют говорить о значимости факторов «Нарушение интеллекта» и «Возраст» на показатели отношения матерей к своей роли в семье и к своему ребенку, особенностях его воспитания и необходимости учитывать влияние этих факторов при планировании работы с семьями детей с интеллектуальными нарушениями по вопросам их воспитания, социализации и адаптации.
Как ссылаться
Фатихова, Л. Ф. (2023). РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ К РАЗНЫМ СТОРОНАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(1), 206. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.1.11
Список литературы
1.
1. Василенко, В. Е., Сергуничева, Н. А. (2019). Семейные предикторы интерперсональной эмоциональной компетентности старших дошкольников. Консультативная психология и психотерапия, 27(4), 29–48. https://doi.org/10.17759/cpp.20192704
2.
2. Екимова, В. И., Вецель, А. Н., Розенова, М. И. (2022). Влияние детско-родительских отношений на социометрический статус старшеклассника в группе сверстников. Культурно-историческая психология, 18(1), 113–123. https://doi.org/10.17759/chp.2022180111
3.
3. Ермолаева, М. В., Смирнова, О. В. (2020). Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков. Психологическая наука и образование, 25(1), 51–62. https://doi.org/10.17759/pse.2020250105
4.
4. Новикова, М. А., Реан, А. А. (2021). Особенности материнского отношения в связи с формированием ценностных ориентаций современных подростков. Социальная психология и общество, 12(2), 148–165. https://doi.org/10.17759/sps.2021120209
5.
5. Реан, А. А., Коновалов, И. А. (2020). Индикаторы детско-родительских отношений в контексте различных социально-демографических показателей. Интеграция образования, 24(3), 433–452. https://doi.org/10.15507/1991-9468.100.024.202003.433-452
6.
6. Kruzhkova O. V., Vorobyeva I. V., Zhdanova N. E., Ljovkina A. O. (2018). Adolescent Vandalism: the Role of the Parent-Child Relationship in the Development of Destructive Behavior. Psychology in Russia: State of the Art, 11(3), 168–182. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0312
7.
7. Авдеева, Н. Н. (2019). Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития. Психологическая наука и образование, 24(2), 19–28. https://doi.org/10.17759/ pse.2019240202
8.
8. Валитова, И. Е. (2021). Представления матерей о неврологических заболеваниях раннего возраста в структуре отношения к болезни ребенка. Клиническая и специальная психология, 10(2), 47–62. https://doi.org/10.17759/cpse.2021100204
9.
9. Коваль, О. А. (2020). Связь психологического развития дошкольников, имеющих речевую патологию, и уровня развития эмоционального интеллекта родителей. Клиническая и специальная психология, 9(1), 142–168. https://doi.org/10.17759/cpse.2020090108
10.
10. Galasyuk, I. N., Mitina, O. V. (2018). Parental Attitude in Families with a Special Child. Psychological Science and Education, 23(4), 102–111. https://doi.org/10.17759/pse.2018230410
11.
11. Galasyuk, I. N., Lavrova, M. A., Suleymanova, E. V., Kiselev, S. Y. (2019). Parent
Responsiveness and its Role in Neurocognitive and Socioemotional Development of OneYear-Old Preterm Infant. Psychology in Russia: State of the Art, 12(3), 86–104. https://doi.org/10.11621/pir.2019.0307
12.
12. Галасюк, И. Н., Митина, О. В. (2021). Детско-родительское взаимодействие в период раннего детства: сравнительный анализ профилей родительской отзывчивости в диадах с типично и типично развивающимися детьми. Консультативная психология и психотерапия, 29(2), 119–144. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290206
13.
13. Molchanova, L. N., Chekanova, A. V. (2018). Development of Parental Competence Trough Psychological and Pedagogical Support for Families in the Upbringing of HearingImpaired Children. Psychology in Russia: State of the Art, 11(4), 223–237. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0415
14.
14. Гринина, Е. С., Рудзинская, Т. Ф. (2016). Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 5(2), 163–168. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26374214
15.
15. Реан, А. А., Баранов, А. А, Махмутова, Р. К. (2016). Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Национальный психологический журнал, 24(4), 108–114. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0413
16.
16. Сафонова, М. В., Карабанова, Т. Р. (2020). Особенности построения детскородительских отношений в семьях с родителями разного психологического типа, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 52(2), 167–182. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-210
17.
17. Razenkova, Yu. A., Odinokova, G. Yu., Ayvazyan, E. B. (2018). Maternal Communicative Behavior as a Factor in the Development of Communication in Children with Down Syndrome. Psychology in Russia: State of the Art, 11(3), 111–127. https://doi.org/10.11621/pir.2018.0308
18.
18. Дубровина, Н. А., Набойченко, Е. С. (2018). Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Образование и наука, 20(8), 129–147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-129-147
19.
19. Тимофеева, И. В. (2011). Особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с детским церебральным параличом с позиции теории семейных систем. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 139, 59–66. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15790936
20.
20. Темникова, Е. Ю. (2016). Развитие детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с общим недоразвитием речи. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 37(3), 115–119. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27124870
21.
21. Бондаренко, М. П. (2010). Советы тифлопедагогу по взаимодействию с семьей,
воспитывающей ребенка с нарушением зрения. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 3, 41–48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15126448
22.
22. Волкова, В. М., Хлыстова, Е. В. (2013). Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха. Специальное образование, 1, 33–39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18904192
23.
23. Плешкова, Н. Л., Татаренко, О. В., Севрюгин, Д. В. (2021). Особенности детско-родительского взаимодействия и характеристик поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 162–178. https://doi.org/10.21638/spbu16.2021.204
24.
24. Высотина, Т. Н. (2011). Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями развития. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 2, 122–127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16557875
25.
25. Арамачева, Л. В., Бадрутдинова Е. Р., Груздева О. В. (2020). Исследование особенностей материнского отношения к детям младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 4(54), 108–117. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-54-4-247
26.
26. Бразгун, Т. Н., Ткачева, В. В. (2018). Семья ребенка с синдромом Дауна сквозь призму изучения особенностей межличностных отношений. Клиническая и специальная психология, 7(1), 28–39. https://doi.org/10.17759/psyclin.2018070103
27.
27. Стёпина, Н. В., Картукова, Т. Н. (2021). Материнское отношение к детям с нарушениями в развитии. Проблемы современного педагогического образования, 73(2), 220–224. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48082005
28.
28. Пятакова, Г. В., Мамайчук, И. И., Умнов, В. В. (2018). Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте материнского отношения к болезни ребенка. Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста, 5(3), 58–67. https://doi.org/10.17816/PTORS5358-67
29.
29. Карелин, А. А. (2007). Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо.