Авторы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДОТ
Аннотация
Актуальность данного исследования обусловлена стремительной цифровизацией высшего образования и недостаточно разработанным его психолого-педагогическое сопровождением. В связи с этим, данная статья направлена на выявление психологических затруднений, с которыми сталкиваются обучающиеся вуза при использовании ДОТ в учебном процессе, и поиск путей их преодоления. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились метод теоретического анализа и метод анкетирования, который позволил выявить отношение к психологическим затруднениям, которыми столкнулись обучающиеся вуза при использовании ДОТ в учебном процессе. Выборку исследования составили обучающиеся Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. В статье приведено подробное описание выборки (пол, возраст, форма обучения), раскрыты наиболее часто упоминаемые испытуемыми положительные и отрицательные изменения, привнесенные в учебную деятельность ДОТ, обоснована необходимость разработки учебных материалов для использования в ДОТ с учетом психологических особенностей учебной деятельности в цифровой образовательной среде. В статье обосновано, что деятельность обучающегося при применении ДОТ по психологическим характеристикам подобна деятельности исследователя, поэтому познавательная активность в цифровой среде требует более чёткой координации. Представленные в статье материалы позволяют сделать вывод о противоречии между психологическими потребностями обучающихся и тем, каким образом цифровое обучение отвечает на эти потребности. В статье предложен способ разрешения этого противоречия: учебные планы и учебно-методические материалы должны отражать не только логику предметной области, но и психологические особенности обучающихся при освоении образовательной программы с применением ДОТ. Результаты исследования позволяют восполнить дефицит психологических оснований для формирования цифровой образовательной среды и развития цифровой психодидактики.
Список литературы
1.
Алямкина, Е. А., Рибокене, Е. В., Рыбакова, Н. А. (2020). Психолого-педагогические вызовы высшего образования в цифровом веке. Москва. Московский университет им. С.Ю. Витте. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44363692
2.
Булат, Р.Е., Ванновская, О.В. (2022). Проблемы и перспективы цифровой психодидактики в системе высшего образования. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 4, 258-278. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50089202
3.
Булат, Р.Е., Лебедев, А.Ю., Байчорова, Х.С. (2021). Психолого-педагогические особенности очной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России, 4, 171-181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47520626
4.
Гнедых, Д.С. Тенденции и перспективы использования нейрокомпьютерных интерфейсов в образовании. (2021). Сибирский психологический журнал,79, 108–129. DOI: 10.17223/17267080/79/7
5.
Крамаренко, Н. С., Квашнин, А. Ю. (2017). Психологические и организационные аспекты введения цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в "цифровой колхоз". Вестник Московского государственного областного университета, 4, 8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32273889
6.
Костромина, С.Н., Гнедых, Д.С. (2017). Тексты, схемы или комиксы: целесообразность применения различных форм электронной наглядности в преподавании психологии. Педагогика и психология образования, 1, 92-106. URL: https://elibrary.ru/ynahbj
7.
Логинова, С. Л. (2019). Цифровизация высшего образования: основные противоречия. Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 104-107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38177025
8.
Маклаков, А. Г, Ванновская, О. В. (2022). Психологические проблемы цифровой трансформации системы образования и дальнейшего развития дистанционного обучения. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: монография // под научной редакцией Т.С. Овчинниковой. СПб. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 129-140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50121487
9.
Матвиенко С.В., Васильева Е.В., Полякова Н.Ю., Евдокиенко В.В. (2021). Психологические сложности, возникающие в процессе дистанционного обучения, и способы их преодоления. Образование и право, 1, 195-199. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45719958
10.
Панов, В.И. (2016). Понятие "образовательная среда": от Л.С. Выготского к психодидактике. В сборнике Челпановские чтения 2016: диалог научных школ психологического института. Альманах Научного архива Психологического института, 87-102. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28354112
11.
Петрова, Е.В. (2018). Цифровая дидактика: проектирование процесса обучения и его сопровождение. Современное педагогическое образование, 4, 141–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36827512
12.
Семенова, Л. М. (2019). Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика, 8, 4, 9-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39247219
13.
Степанова, Г. А., Демчук, А. В., Арпентьева, М. Р. (2020). Психолого-педагогические проблемы цифровизации российского образования. Педагогический журнал Башкортостана, 4-5 (89-90), 157-171. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44838179
14.
Стрекалова, Н. Б. (2019). Риски внедрения цифровых технологий в образование. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология, 25, 2, 84-88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-vnedreniya-tsifrovyh-tehnologiy-v-obrazovanie
15.
Строгецкая, Е. В., Пашковский, Е. А., Казаринова, Н. В., Бетигер, И. Б., Тимофеев А. В. (2019). Опыт обучения студентов в новой цифровой парадигме образования. Дискурс, 5, 6, 91-107. DOI: https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-6-91-107
16.
Топилина, И. И. (2020). Психолого-педагогические проблемы обучения студентов в условиях цифровизации образования. Преподаватель высшей школы в ХХI веке, 210-215. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43156328&pff=1
17.
Фролова, Е. В., Рогач, О. В. (2022). Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии COVID-19). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6(172), 84-107. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2265
18.
Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы: монография. (2021) Под ред. С. Ю. Степанова. Москва. Московский государственный педагогический университет. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46438000
19.
Ait Maalem Lahcen, R. & Mohapatra, R. (2020). Promoting proactive behavior through motivation: Required math lab hours case. International Journal of Research in Education and Science (IJRES), 6(1), 110-119. http://dx.doi.org/10.46328/ijres.v6i1.640
20.
Bates, A.W. (2019). Teaching in a Digital Age. Guidelines for designing teaching and learning. Creative Commons Attribution NonCommercial. URL: https://opentextbc.ca/teachinginadigitalage
21.
Decherney, P. & Levander, C. (2020). The hottest job in higher education: Instructional designer. Inside Higher Ed. URL: https://www.insidehighered.com/digital-learning/blogs/education-time-corona/hottest-job-higher-education-instructional-designer
22.
Gonzalez, L. & Ozuna, C. S. (2021). Troublesome knowledge: Identifying barriers to innovate for breakthroughs in learning to teach online. Online Learning, 25(3), 81-96. doi:10.24059/olj.v25i3.2641
23.
Parker J. Palmer & Dwight E. Neuenschwander. (2000). The Courage to Teach: Exploring the Inner Landscape of a Teacher’s Life. American Journal of Physics 1 January; 68 (1), 93–95. https://doi.org/10.1119/1.19401
24.
Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1. (2001). On the Horizon, 9, 5, 1–6. doi:10.1108/10748120110424816
25.
Selwyn, N. (2009). The digital native – myth and reality. ASLIB Proceedings, 61, 4, 364–379. doi:10.1108/00012530910973776