Главная Выпуски 17(2)

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 37.015.3:005.32 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.2.03

Авторы

  • Каитов Александр Пилялович кандидат социологических наук

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена определяющей ролью мотивации для достижения высоких академических результатов студентов, их успешной профессиональной адаптации и дальнейшей самореализации в педагогической профессии. Данные исследований свидетельствуют о несформированности у значительной части выпускников педагогических вузов внутренней мотивации к педагогической деятельности, что предполагает поиск эффективных путей развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов на уровне бакалавриата как базового уровня высшего педагогического образования, ориентированного на широкую подготовку педагогических кадров для всех регионов страны. Цель: разработать структурно-функциональную модель педагогического сопровождения развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов на уровне бакалавриата. Ведущим в исследовании данной проблемы является метод моделирования, позволивший сформировать представление о педагогическом сопровождении развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов на уровне бакалавриата как системном, динамическом, цикличном процессе. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов на уровне бакалавриата включает взаимосвязанные блоки: целевой, организационно-содержательный, результативно-оценочный. Целевой блок предполагает определение целей и задач педагогического сопровождения, осуществляет его прогностическую, проектировочную и регулирующую функции. Организационно-содержательный блок образуют два параллельно реализуемых направления педагогического сопровождения: первое направление включает взаимодействие студентов с тьюторами, второе — с руководителями образовательных программ, преподавателями, кураторами учебных групп, руководителями и специалистами структурных подразделений вуза. Данный блок реализует диагностическую, развивающую, обучающую, организаторскую и стимулирующую функции педагогического сопровождения. Оценочно-результативный блок включает мониторинг развития позитивной профессиональной мотивации студентов, реализует аналитическую и контрольно-оценочную функции сопровождения. Результаты исследования расширяют научно-педагогические представления о педагогическом сопровождении развития позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов на уровне бакалавриата как системном, динамическом, цикличном процессе субъектсубъектного педагогического взаимодействия участников образовательных отношений в течение всего периода обучения студентов.

Как ссылаться

Каитов, А. П. (2023). СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 63. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.03
Список литературы
1. 1. Нуриева, Л. М., Киселев, С. Г. (2020). Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии. Образование и наука, 22(9), 37–66.
2. 2. Мартыненко, О. О., Карев, Б. А., Соболева, Е. В., Ключников, Д. А. (2020). Проблема привлечения и профессиональной адаптации молодых учителей: анализ факторов и опыт решения. Общество: социология, психология, педагогика, 74(6), 135–143.
3. 3. Qin, L. (2020). Country effects on teacher turnover intention: a multilevel, cross-national analysis. Educational Research for Policy and Practice, 20(1), 79–105. https://doi.org/10.1007/s10671-020-09269-3
4. 4. Toraman, C., & Celik, S. (2021). Lise Öğrencilerinin Öğretmenlik Mesleğine Yönelik Tutum Ölçeğinin Geliştirilmesi ve Ölçeğin Mesleki Değerlerle İlişkisi. Marmara Üniversitesi Atatürk Eğitim Fakültesi Eğitim Bilimleri Dergisi, 53(53), 47–68. https://doi.org/10.15285/maruaebd.676792
5. 5. Ilany, B. (2022). Why I Chose to Become a Mathematics Teacher? — An Analysis of the Motivations behind the Choice of Profession Based on Gender, Seniority, and Age of Students. Creative Education, 13(01), 183–202. https://doi.org/10.4236/ce.2022.131013
6. 6. Greco, A., Annovazzi, C., Palena, N., Camussi, E., Rossi, G., & Steca, P. (2022). Self-Efficacy Beliefs of University Students: Examining Factor Validity and Measurement Invariance of the New Academic Self-Efficacy Scale. Frontiers in Psychology, 12(1), 1–14. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.498824
7. 7. Kettunen, A, Lassila, E., Lutovac, S., & Uitto M. (2023). Becoming a safe adult for pupils: emotions as part of first-year student teachers’ narrative identities told with photographs. European Journal of Teacher Education, 46(2), 1–20. https://doi.org/10.1080/02619768.2023.2211730
8. 8. Bergmark, U., Lundström, S., Manderstedt, L., & Palo, A. (2018). Why become a teacher? Student teachers’ perceptions of the teaching profession and motives for career choice. European Journal of Teacher Education, 41(3), 266–281. https://doi.org/10.1080/02619768.2018.1448784
9. 9. Тарханова, И. Ю. (2019). Современные регуляторы становления новой дидактики высшего образования. Ярославский педагогический вестник, 107(2), 45–52.
10. 10. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2022 года № 1688-р) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf (дата обращения: 05.06.2023).
11. 11. Савенков, А. И., Афанасьева, Ж. В. (2017). Динамика профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях рефлексивно-деятельностного обучения руководству исследовательской и проектной деятельности младших школьников. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 39(1), 8–18.
12. 12. Кириллова, Я. В. (2018). Педагогическое сопровождение студентов вуза как условие повышения качества образования. Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки», 10(3), 44–49.
13. 13. Пономарева, Е. Ю. (2019). Психологические аспекты субъект-субъектного педагогического взаимодействия. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология, 64(2), 299–301.
14. 14. Алисов, Е. А., Подымова Л. С. (2021). История развития образовательных моделей и технологий. Москва – Берлин: Директмедиа Паблишинг. 353 с.
15. 15. Каитов, А. П., Львова, А. С. (2022). Развитие позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях реализации образовательной модели 2+2 [Электронный ресурс]. Известия института педагогики и психологии образования, 7. URL: http://izvestia-ippo.ru/kaitov-a-p-lvova-a-s-razvitie-pozitiv/ (дата обращения: 05.06.2023).
16. 16. Гордеева, Т. О. (2015). Психология мотивации достижения. Москва: Смысл, 2015. 370 c.
17. 17. Карпов, А. В., Карпова, Е. В. (2018). Методологические основы психологии образовательной деятельности. Монография: в 3 т. Т. 1. Метасистемный подход. Ярославль: ЯрГУ. 740 с.
18. 18. Yang, C., & Bai, L. (2019). The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities. International Journal of Educational Research, 97. 43–52. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2019.06.007
19. 19. Góes, N., & Boruchovitch, E. (2020). Estratégias de aprendizagem: como promovêlas? Petrópolis, RJ: Vozes. 126 p. https://doi.org/10.5585/eccos.n57.19890
20. 20. Higgins, N., Frankland, S., & Rathner J. (2021). Self-Regulated Learning in Undergraduate Science. International Journal of Innovation in Science and Mathematics Education, 29(1), 58–70. https://doi.org/10.30722/IJISME.29.01.005
21. 21. Essa, E. K. (2022). Strategies for Self-regulated Learning and Associated Impact on Academic Achievement in an EFL Context. EduLine: Journal of Education and Learning Innovation, 2(4), 533–540. https://doi.org/10.35877/454RI.eduline1451
22. 22. Карпова, Е. В., Макарычева, И. Н. (2016). Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности. Ярославский педагогический вестник, 6, 268–273.
23. 23. Каитов, А. П. (2022). Мотивационное обеспечение реализации индивидуальной образовательной траектории бакалавров педагогического образования. Общество: социология, психология, педагогика, 3, 118–123.
24. 24. Кругликов, В. Н., Олейникова, М. В. (2023). Интерактивные образовательные технологии: учебник и практикум для вузов. Москва: Юрайт. 355 c.
Скачать файл .pdf 484.19 кб