Главная Выпуски 17(2)

МОДЕЛИ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

История педагогического и психологического образования , УДК: 005.963.2 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.2.09

Авторы

  • Масалимова Альфия Рафисовна доктор педагогических наук, доцент
  • Баянов Данияр Ильгамович

Аннотация

Предлагаемая авторами статья направлена на выявление особенностей прошлого и настоящего наставничества, а также на разработку типологии его моделей и форм на основе анализа и общения теории и практики современной наставнической деятельности. Методология исследования данной проблемы основана на анализе исследований, проведенных с 1970 года по настоящее время, которые позволили представить генезис развития наставничества в четыре периода: советский (1970–1991) — наставничество как форма воспитания трудящейся молодежи; постсоветский (1991–2005) — период стагнации наставничества; российский (2005–2015) — период возрождения наставничества; современный (2016 – настоящее время) — период перехода наставничества из формы в наставническую деятельность. Авторами на основе обобщения представленных в отечественной и зарубежной литературе различных моделей и видов наставничества (разовое, групповое, партнерское, реверсивное, ситуационное, командное, виртуальное наставничество и др.), предложена их типология по следующим признакам: по типу взаимоотношений субъектов (классическое, партнерское, реверсивное наставничество); по направлению деятельности (векторное, горизонтальное, дефицитарное наставничество); по временным характеристикам (разовое, эпизодическое, периодическое, систематическое наставничество); по количеству задействованных субъектов (индивидуальное, групповое, коллективно-индивидуальное, коллективно-групповое наставничество); по форме организации (традиционное, электронное, гибридное наставничество). Данная классификация позволит обогатить теорию методологии и технологии профессионального образования, а также положения о наставничестве современных предприятий.

Как ссылаться

Масалимова, А. Р. & Баянов, Д. И. (2023). МОДЕЛИ ПРОШЛОГО И СОВРЕМЕННОГО НАСТАВНИЧЕСТВА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ И РАСХОЖДЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(2), 162. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.2.09
Список литературы
1. 1. Ирисметова, И. И., Масалимова, А. Р. (2022). Модель и концептуальные подходы к формированию готовности наставников к осуществлению непрофессиональной педагогической деятельности. Вестник МПГУ. Серия: Педагогика и психология, 16(4), 10–25.
2. 2. Ирисметова, И. И., Масалимова, А. Р., Баянов, Д. И. (2022). Реализация научно-методического обеспечения подготовки наставников в условиях современных предприятий. Казанский педагогический журнал, 6, 175–182.
3. 3. Масалимова, А. Р. (2013). Корпоративная подготовка наставников. Монография. Казань: Печать-Сервис – XXI век.
4. 4. Forbes, M. H., & Chell, A. R. (2021). Exploring a New Mentorship Model: From One-on-One to Flash Mentoring. ASEE Annual Conference and Exposition. Conference Proceedings, 26 July 2021. Article N: 176961
5. 5. Нугуманова, Л. Н., Яковенко, Т. В. (2020). Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения». Информационно-методические материалы (2-е изд., доп. и перераб.) Казань: ИРО РТ. 51 с.
6. 6. Parks, S. D. (2000). Big Questions, Worthy Dreams: Mentoring Young Adults in Their Search for Meaning, Purpose, and Faith. California: Jossey-Bass.
7. 7. Блинова, В. И. (2017). Методика профессионального обучения. Учебное пособие для наставников на производстве. Москва: Юрайт. 219 с.
8. 8. Ribeiro, I. M., Duarte, T. P., Bastos, M. M., Sousa, A. A., & Martins, L. F. A. (2022). FEUP peer mentoring: Promoting integration through support and experience sharing. International Journal of Mechanical Engineering Education, 50(3), 615–628.
9. 9. Masalimova, A. R., Usak, М., & Shaidullina, A. R. (2016). Advantages and disadvantages of national and international corporate training techniques in adult education. Current Science, 111(9), 1480–1485.
10. 10. Madhavanprabhakaran, G., Francis, F., & Labrague, L. (2022). Reverse Mentoring and Intergenerational Learning in Nursing Bridging generational diversity. Sultan Qaboos University Medical Journal, 22(4), 472–478.
11. 11. Schmidt, M. (2008). Mentoring and being mentored: The story of a novice music teacher’s success. Teaching and Teacher Education, 24(3), 635–648.
12. 12. Мигунова, Е. В., Жигалик, М. А., Аверкин, В. Н. (2020). Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов. Человек и образование, 1(62), 88–93.
13. 13. Эсаулова, И. А. (2017). Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала. Стратегии бизнеса, 6. https://clck.ru/FEDoN
14. 14. Yavuz, A. (2011). The problematic context of mentoring: Evidence from an english language teaching department at a Turkish University. European Journal of Teacher Education, 34(1), 43–59.
15. 15. United States Office of Personal Management (2008). Best Practices: Mentoring. https://www.opm.gov/policy-data-oversight/training-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf