Главная страница Архив Личностные и профессиональные характеристики директоров малых общеобразовательных школ города Москвы и инструменты их измерения

Личностные и профессиональные характеристики директоров малых общеобразовательных школ города Москвы и инструменты их измерения

Страницы молодых ученых , УДК: 37.07

Авторы

  • Личностные и профессиональные характеристики директоров малых общеобразовательных школ города Москвы и инструменты их измерения

Аннотация

В ходе масштабной реформы столичного образования 2014 - 2017 гг. произошла реорганизация школ в крупные территориальные образовательные комплексы. Однако, на карте Москвы осталось некоторое количество «малых школ» контингентом менее 1000 человек, располагающихся в одном здании. «Что помешало объединению этих школ?» – возник вопрос. В какой степени управленцы, решившиеся на кардинальные изменения территориальной системы образования, должны учитывать характеристики руководителей образовательных учреждений, ее составляющих?rnВ настоящей статье автор представляет результаты исследования, в котором предпринята попытка доказать, что одним из факторов того, что масштабная управленческая интервенция не затронула данные образовательные организации являются личностные профессиональные характеристики их руководителей. rnДиректора и члены администрации «малых школ» прошли тестирование по методикам, позволяющим составить их управленческие профили. Отбор методик и формирование базы исследования проходило таким образом, чтобы полученные результаты, были сопоставимы с данными обследований управленцев полученными сотрудниками Института образования НИУ ВШЭ («школы Москвы») в период реорганизации, что позволило автору провести их справление и, в основном, подтвердить выдвинутое предположение. rnВ заключение обсуждаются возможные ограничения использования результатов исследования, обозначаются его перспективы. rn
Список литературы
1. Байбурин Р.Ф., Бысик Н.В., Исаева Н.В., Каспржак А.Г., Филинов Н.Б. (2015) Директора школ как агенты реформы российской системы образования // Вопросы образования. № 3. С. 122—143.
2. Байбурин Р.Ф., Каспржак А.Г., Филинов Н.Б. (2018) Кадровая политика университетских столиц России в отношении директоров школ как ресурс повышения качества образовательной услуги // Психологическая наука и образование. Т.23. №4. С. 5 – 20.
3. Карпов А.В., Маркова Е.В. (2003). Психология стилей управленческих решений. Ярославль.
4. Каспржак А. Г., Кобцева А. А., Бриткевич М. С., Кирнарский А. И. (2019) Кадровая политика общего образования города Москвы в условиях реформирования: первые результаты. Наука и Школа. №1. С. 94 – 106.
5. Каспржак А.Г., Кобцева А.А., Шишкина М.Е. (2019) Педагогическое лидерство как ресурс развития системы образования и объект измерения // Образование и саморазвитие. Т.14. №1
6. Каспржак А.Е., Кобцева А.А., Цатрян М.А. (2020) Директора школ в мегаполисах. Как они управляют образовательным процессом? // Образовательная политика. №2 (82). С. 70 – 85
7. Ленская Е.А, Брун И.В. (2016) Готовы ли директора российских школ к работе в трансформационном режиме//Вопросы образования. 2016. № 2
8. Справочная система Департамента образования и науки города Москвы http://data.mskobr.ru/
9. Фархатдинов Н. Г., Евстигнеева Н. В. , Куракин Д. Ю. , Малик В. М. (2015)  Модели управления общеобразовательной организацией в условиях реформ: опыт социологического анализа // Вопросы образования. №2. С. 196 – 219.
10. Филинов Н.Б. Принятие решений в менеджменте: организация процесса и технологии. Методическое пособие
11. TALIS-2018. Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения. https://fioco.ru/results-talis
12. Hallinger, P. (2010). Developing instructional leadership. In Developing successful leadership (pp. 61-76). Springer, Dordrecht
13. Hallinger, P., & Murphy, J. (1985). Assessing the instructional management behavior of principals. The elementary school journal, 86(2), 217-247.
14. Hallinger, P., Wang, W. C., Chen, C. W., & Liare, D. (2015). Assessing instructional leadership with the principal instructional management rating scale. Dordrecht: Springer.
15. Rowe A.J., Boulgarides J.D. Decision Styles — A Perspective. Leadership & Organization Development Journal, 1983, vol. 4, iss. 4, pp. 3—9.