Главная Выпуски 17(3)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА XX ВЕКА

История педагогического и психологического образования , УДК: 373.1; 374.1; 377.2–8; 378.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.10

Авторы

  • Килячина Анна Ивановна

Аннотация

В статье рассмотрен российский опыт проведения образовательной политики в области развития системы непрерывного образования в начале XX века. Несмотря на активную разработку проблемы построения системы непрерывного образования исследователями современности, вопросы, связанные с историческим опытом реализации идеи непрерывности, оказались выпавшими из поля зрения историков педагогики. При рассмотрении данного вопроса важно учитывать, что стремление государства развивать систему непрерывного образования выстраивается на уровне целей и приоритетов страны, а не является случайным последствием проводимых в жизнь образовательных реформ. В связи с этим цель исследования заключалась в анализе основных целей, принципов и мер реализации образовательной политики Российской империи начала XX века. Их отражение и стало центральной задачей данной статьи. В ходе исследования ведущим при анализе образовательной политики правительства Николая II послужил системный подход. Так, непрерывное образование было рассмотрено как система государственных и общественных организаций образования и просвещения населения, позволяющих каждому человеку при желании продолжить свой образовательный путь. Результаты исследования демонстрируют стремление российского правительства развивать систему непрерывного образования еще в начале XX века. Проявлением этих стремлений являлась активная деятельность по увеличению числа и расширению типов образовательных и просветительских учреждений, а также по обеспечению преемственности общего и профессионального образования. Предлагаемый материал позволит по-новому взглянуть на состояние образования в дореволюционной России, а его качественное осмысление может помочь при разработке современных основ организации системы непрерывного образования.

Как ссылаться

Килячина, А. И. (2023). ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА XX ВЕКА Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 189. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.10
Список литературы
1. 1. Лазарева, М. В. (2018). Анализ методологических подходов к сущности понятия «непрерывное профессиональное образование». Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 44, 162–170. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35431802
2. 2. Данилова, Л. Н. (2017). История непрерывного педагогического образования в России (конец XIX – начало XX века). Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки, 12(5), 134–142. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30509924
3. 3. Молоков, Д. С. (2017). Предпосылки становления и развития непрерывного педагогического образования. Ярославский педагогический вестник, 2, 13–18. http://vestnik.yspu.org/releases/2017_2/06.pdf
4. 4. Байбородова, Л. В. (ред.) (2017). Непрерывное педагогическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Коллективная монография. Ярославль: РИО-ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. https://conf.yspu.org/wp-content/uploads/sites/12/2018/01/Monografiya-Bajborodovoj-LV.pdf
5. 5. Днепров Э. Д. (2015). Образовательная политика как предмет исследования. Историко-педагогический журнал, 1, 25–53. https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-kak-predmet-issledovaniya
6. 6. Днепров, Э. Д. (2011). Российское образование в XIX – начале XX века. Т. 1: Политическая история Российского образования. Москва: Мариос. http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/Dneprov_Ros%20Obrazov%20XIX%20XX%20veka_Tom%201_Polit%20Istoria_2011_.pdf
7. 7. Блинов, В. И. (2001). Развитие теории и практики образования в России в XVIII – начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. Дис. ... д-ра пед. наук. Москва.
8. 8. Сапрыкин, Д. Л. (2009). Образовательный потенциал Российской Империи. Москва: ИИЕТ РАН. http://ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf
9. 9. Рыжов, А. Н. (2023). Развитие образования в Российской империи в начале XX века. Статистический сборник. Москва: Буки-Веди.
10. 10. Стойкович, Ю. А. (1997). Формирование и функционирование системы народного образования России во второй половине XIX – начале XX века: на прим. Самар. Поволжья. Дис. ... канд. истор. наук. Самара.
11. 11. Голованов, В. П. (2013). Ретроспектива становления и развития отечественной системы дополнительного образования детей. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения, 3, 11–22. https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivastanovleniya-i-razvitiya-otechestvennoy-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniyadetey
12. 12. Чистяков, А. Л. (1999). Возникновение и пути становления спортивных обществ и клубов в Российской империи: социально-педагогический аспект. Дис. ... канд. пед. наук. Малаховка.
13. 13. Павлов, К. С. (2016). Развитие художественного образования в Смоленской губернии во второй половине XIX века. Мир науки, культуры, образования, 2(57), 123–125. https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-smolenskoygubernii-vo-vtoroy-polovine-xix-veka
14. 14. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний (1910). Харьковское общество распространения в народе грамотности; [c предисловием профессора В. Я. Данилевского]. Т. 10: Народное образование в России. Москва: И. Д. Сытин.
15. 15. Чарнолуский, В. И. (1909). Основные вопросы организации внешкольного образования в России. Санкт-Петербург: Знание.
16. 16. Выставка произведений печати (1913). Каталог изданий, посвященных юбилею царствующего дома Романовых (1613–1913) и находящихся на Выставке произведений печати 1913 года. Санкт-Петербург: тип. «Сел. вестн.».
17. 17. Статистика произведений печати (1915). Статистика произведений печати, вышедших в России в 1913 году. Санкт-Петербург: тип. М-ва вн. Дел.
18. 18. Левченко, О. Ю. (2019). Народные чтения как форма внешкольного образования в России (вторая половина XIX – начало XX в.). Профессиональное образование в России и за рубежом, 4(36), 185–190. https://elibrary.ru/item.asp?id=42362656
19. 19. Свод законов Российской Империи (1857). Свод законов Российской Империи. Книга четвертая. Т. XI, ч. 1: Уставы духовных дел иностранных исповеданий. Санкт-Петербург: Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В.Канцелярии.
20. 20. Никитина, Е. Е. (2019). Воскресные школы в системе народного образования (вторая половина XIX в. – 1917 г.). В: Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 20–21 сентября 2019 года (с. 556–562). Москва: Московский педагогический государственный университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38971940
21. 21. Низамова, М. С. (2021). Земская практика внешкольного образования на селе на рубеже XIX–XX веков (на материалах Вятской губернии). Вестник Набережно-челнинского государственного педагогического университета, S5-1(34), 79–81. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47293244
22. 22. Рашин, А. Г. (1956). Население России за 100 лет (1811–1913 гг.). Стат. очерки. Москва: Госстатиздат.
23. 23. Одинцов, М. (2003). «Школьный вопрос» в России. НГ-Религии. https://www.ng.ru/ng_religii/2003-05-21/7_school.html
24. 24. Журавский, А. (2003). Правда и мифы «школьного вопроса» в России. НГ-Религии. https://www.ng.ru/ng_religii/2003-07-16/4_school.html
25. 25. Снегирева, К. Л. (2016). В. М. Бехтерев: видение непрерывного образования глазами ученого конца XIX – начала XX века. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 5(109), 8–12. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26556255
Скачать файл .pdf 585.72 кб