Главная Выпуски 17(3)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДУКТИВНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ПРЕДМЕТНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.015.3 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.09

Авторы

  • Лукьянова Ирина Николаевна
  • Степанов Сергей Юрьевич доктор психологических наук, профессор

Аннотация

В данной статье отражаются результаты экспериментального исследования взаимообусловленности параметров репродуктивности и продуктивности мышления младших школьников. Актуальность проблемы исследования обусловливается необходимостью смены репродуктивной образовательной стратегии на продуктивную. Предпосылками исследования выступают обновленные требования к образовательным результатам учащихся. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы, выборку составили 64 ученика четвертого класса. В рамках исследования была разработана авторская программа, включающая предметно-творческие задачи на материале таких дисциплин начальной школы, как математика и окружающий мир. Полученные результаты демонстрируют прямую связь параметра репродуктивности мышления с параметрами его дивергентности, оригинальности, критичности и адекватности.

Как ссылаться

Лукьянова, И. Н. & Степанов, С. Ю. (2023). ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОДУКТИВНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ПРЕДМЕТНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 17(3), 162. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.3.09
Список литературы
1. 1. Степанов, С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В., Рябова И. В., Гаврилова Е. В., Морозова О. А., Соболевская Т. А., Шепелева Е. А., Валуева Е. А., Овсянникова В. В., Мишина И. Б., Титов Н. А., и Чернышева Л. А. (2021). Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы. Монография. Москва: МГПУ.
2. 2. Оржековский, П. А., Степанов С. Ю., Боровских Т. А., Викторова Н. В., Лавров А. П., Лукьянова И. Н., Мишина И. Б., Титов Н. А., Чернышева Л. А., Шойтова В. С., и Фещенко И. А. (2022). Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности. Монография. М.: МПГУ.
3. 3. Лукьянова, И. Н. (2021). Творческая задача как фактор развития креативного и репродуктивного мышления. В: Савенков, А. И., и Поставнев, В. М. (Науч. ред.). Психология одаренности и творчества. Сборник научных трудов участников III Международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 3 ноября 2021 г. (с. 154–159). Москва: ИППО МГПУ.
4. 4. Пономарев, Я. А. (1969). Психология творческого мышления. Москва: АПН РСФСР.
5. 5. Давыдов, В. В., и Эльконин Д. Б. (1966). Возрастные возможности усвоения знаний. Москва: Просвещение.
6. 6. Гальперин, П. Я., и Данилова, В. Л. (1980). Воспитание систематического мышления в процессе решения творческих задач. Вопросы психологии, 1, 31–38.
7. 7. Калмыкова, З. И. (1981). Продуктивное мышление как основа обучаемости. Москва: Педагогика.
8. 8. Выготский, Л. С. (1997). Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург: СОЮЗ.
9. 9. Разумовский В. Г. (1966). Творческие задачи по физике. Москва: Просвещение.
10. 10. Орлов, В. А. (1994). Творческие экспериментальные задания. Физика в школе. 4, 21–25; 5, 27–31; 6, 19–23.
11. 11. Орлов, В. А. (1995). Творческие экспериментальные задания. Физика в школе. 1, 28–32; 3, 24–30.
12. 12. Оржековский, П. А., Давыдов В. Н., и Титов Н. А. (1998). Экспериментальные творческие задачи по неорганической химии. Москва: АРКТИ.
13. 13. Guilford, J. P. (1950). Creativity. American Psychologist, 5, 444–454. http://dx.doi.org/10.1037/h0063487
14. 14. Guilford, J. P. (1968). Creativity, Intelligence and Their Educational Implications. EDITS/Knapp, San Diego, CA. https://doi.org/10.1177/001316446902900437
15. 15. Renzulli, J. S., & Reis, S. M. (2018). The three-ring conception of giftedness: A developmental approach for promoting creative productivity in young people. In: Pfeiffer, S. I., Shaunessy-Dedrick, E., & Foley-Nicpon, M. (Eds.). APA handbook of giftedness and talent) (pp. 185–199). American Psychological Association. https://doi.org/10.1037/0000038-012
16. 16. Runco, M. N. Hao, Acar J., & Tang M. (2016). The Social «Cost» of Working in Groups and Impact of Values and Creativity. Creativity. Theories-Research-Applications, 3(2), 229–243.
17. 17. Chand, I., & Runco, M. A. (1993). Problem finding skills as components in the creative process. Person. Indiv. Diff. 14, 1, 155–162. https://doi.org/10.1016/0191-8869(93)90185-6
18. 18. Sternberg, R. J., & Lubart, T. I. (1996). Investing in creativity. American Psychologist, 51(7), 677–688. https://doi.org/10.1037/0003-066X.51.7.677
19. 19. Torrance, E. P. (1963). Education and the creative potential. Minneapolis, MN: The University of Minnesota Press.
20. 20. Torrance, E. P. (1968). A longitudinal examination of the fourth-grade slump in creativity. Gifted Child Quart, 12, 195–199. https://doi.org/10.1177/001698626801200401
21. 21. Немов, Р. С. (2003). Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 1: Общие основы психологии. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
22. 22. OECD (2019). Education at a Glance. OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/f8d7880d-en
23. 23. Yang, J., & Zhao, X. (2021). The effect of creative thinking on academic performance: Mechanisms, heterogeneity, and implication. Thinking Skills and Creativity, 40. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100831.
24. 24. PISA (2018). PISA-2018. Краткий отчет по результатам исследования. https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/PISA2018РФ_Краткий%20отчет.pdf
25. 25. Mourgues, C., Tan, М., Hein, S., Elliott, J. G., & Grigorenko, E. L. (2016). Using creativity to predict future academic performance: An application of Aurora’s five subtests for creativity. Learning and Individual Differences. 51, 338–386. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2016.02.001
26. 26. Anwar, M. N., Shamim-ur-Rasool, S., & Haq, R. (2012). A comparison of creative thinking abilities of high and low achievers secondary school students. International Interdisciplinary Journal of Education, 1(1), 23–28.
27. 27. Gralewski, J., & Karwowski, M. (2012). Creativity and school grades: A case from Poland. Thinking Skills and Creativity, 7(3), 198–208. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2012.03.002
28. 28. Niaz, M., Nunez, G. S., & Pineda, I. R. (2000). Academic performance of high school students as a function of mental capacity, cognitive style, mobility-fixity dimension, and creativity. Journal of Creative Behaviour, 34(1), 18–29.
29. 29. Kaufman, J. C., Kapoor, H., Patston, T., & Cropley, D. H. (2021). Explaining standardized educational test scores: The role of creativity above and beyond GPA and personality. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000433
30. 30. Ai, X. (1999). Creativity and academic achievement: An investigation of gender differences. Creativity Research Journal, 12(4), 329–337.
31. 31. Hansenne, M., & Legrand, J. (2012). Creativity, emotional intelligence, and school performance in children. International Journal of Educational Research, 53, 264–268. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2012.03.015
32. 32. Gajda, А. (2016). The relationship between school achievement and creativity at different educational stages. Thinking Skills and Creativity, 19, 246–259. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2015.12.004
33. 33. Лукьянова, И. Н., и Степанов, С. Ю. (2022a). Развитие репродуктивного и продуктивного мышления младших школьников при решении предметно-творческих задач. Наука. Управление. Образование. РФ, 4(8), 31–52. https://doi.org/10.56464/2713-0487_2022_4_31
34. 34. Ушаков, Д. В. (2020). На пути к целостному видению человека. Психология. Журнал ВШЭ, 4, 666–629.
35. 35. Савенков, А. И. (2018). Заметки о репродуктивных и продуктивных методах обучения. Исследователь, 3(4), 23–24).
36. 36. Савенков, А. И., и Обухов А. С. (2018). Методические рекомендации по подготовке и проведению Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — исследователь!». Исследователь, 3(4), 23–24.
37. 37. Катыхин, С. А., и Козырева, О. А. (2019). Здоровый образ жизни как механизм самоорганизации качества адаптивно-продуктивного развития и самореализации личности. В: Просвещение и образование в контексте реализации целей устойчивого развития. Материалы Круглого стола, Уфа, 24 октября 2019 г. (с. 147–150). https://elibrary.ru/item.asp?id=42425023
38. 38. Пушкарева, И. И., Голева, О. С., и Угольникова, О. А. (2021). Здоровьеформирующее мышление как продукт технологизации интегрированного развития личности и общества. Вестник СибГИУ, 2(36). https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovieformiruyuschee-myshlenie-kak-produkt-tehnologizatsii-integrirovannogo-razvitiyalichnosti-i-obschestva
39. 39. Тарасова, С. А. (2021). Работа с природными материалами как средство развития продуктивного мышления. Наука и образование, 4(4).
40. 40. Сергеева, Т. Ф. (2018). Образовательная среда как пространство самореализации одаренного ребенка. В: Богоявленская, Д. Б. (Отв. ред.). Психология творчества и одаренности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 20–21 апреля 2018 г. (с. 26–31). Москва: Московский педагогический государственный университет. EDN UXFJQG
41. 41. Низамутдинова, С. М. (2021). Задачи творческого обучения и воспитания в цифровую эпоху. Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2, 274–281.
42. 42. Ярославцева, Е. И. (2020). Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека. Вопросы философии, 11, 58‒66.
43. 43. Берсенева, Н. В., и Чурбанова, С. М. (2012). Возрастные и индивидуальные возможности систематического исследования «творческой» задачи детьми в русле подхода П. Я. Гальперина. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 4. https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-i-individualnye-vozmozhnosti-sistematicheskogoissledovaniya-tvorcheskoy-zadachi-detmi-v-rusle-podhoda-p-ya-galperina
44. 44. Жукова, Е. С., Богоявленская, Д. Б, и Артеменков, С. Л. (2021). Соотношение одаренности, интеллекта, академической успешности и осознанной саморегуляции учебной деятельности. В: Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования (к 90-летию со дня рождения О. А. Конопкина). Материалы научной конференции, Москва, 27–28 апреля 2021 г. Москва. https://cyberleninka.ru/article/n/soootnoshenie-odarennosti-intellekta-akademicheskoy-uspeshnosti-i-osoznannoysamoregulyatsii-uchebnoy-deyatelnosti
45. 45. Моросанова, В. И., Фомина, Т. Г., и Ованесбекова, М. Л. (2018). Взаимосвязь осознанной саморегуляции, мотивации и личностных диспозиций с успеваемостью школьников. Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки, 2, 124–133.
46. 46. Антонова, Д. А., и Оспенникова, Е. В. (2020). Методологические основы продуктивного обучения. Педагогическое образование в России, 6. https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-produktivnogo-obucheniya
47. 47. Семенов, И. Н. (2021). Рефлексивно-продуктивное целеобразование Я-концепции как системообразующий фактор трансформации одаренности в культуросозидающее творчество (методология его самодеятельного развития). В: Психология творчества и одаренности. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 15–17 ноября 2021 г. (том 3, часть 3) (с. 9–14). Москва: Ассоциация технических университетов. https://doi.org/10.53677/9785919160472_9_14; EDN KGXALV.
48. 48. Лукьянова, И. Н., и Степанов, С. Ю. (2022b). Развитие продуктивного и репродуктивного мышления обучающихся 4-го класса при решении предметно-творческих задач. Учебно-методическое пособие. Москва: Известия ИППО.
49. 49. Семенов, И. Н., Зарецкий, В. К., и Степанов, С. Ю. (1979). Продуктивность рефлексии при дискурсивном решении задач. В кн.: Новые исследования по психологии, 2, 7–12.
50. 50. Семенов, И. Н., и Степанов, С. Ю. (1992). Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье: ЗГУ.
51. 51. Segundo-Marcos, R. I., López-Fernández, V., Daza-González, M. T., & Phillips-Silver, J. (2020). Promoting children’s creative thinking through reading and writing in a cooperative learning classroom. Thinking Skills and Creativity, 36. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100663
52. 52. Sebastian, J., & Huang, H. (2016). Examining the relationship of a survey-based measure of math creativity with math achievement: Cross-national evidence from PISA 2012. International Journal of Educational Research, 80, 74–92. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2016.08.010
53. 53. Xiao-Ping, D, & Xiang-Kui, Z. (2011). Understanding the Relationship between Self-esteem and Creativity: A Meta-analysis. Advances in Psychological Science, 19(5), 645–651. (In Chinese). https://journal.psych.ac.cn/xlkxjz/EN/Y2011/V19/I5/645
54. 54. Семенов, И. Н. (1990). Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. Монография. АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. Москва: НИИОПП.
55. 55. Степанов, С. Ю. (2019). К проблеме выбора стратегии развития цифрового образования как непрерывного. Непрерывное образование: XXI век, 1(25). https://doi.org/10.15393/j5.art.2019.4464
56. 56. Rosseel, J., & Anseel, F. (2022). When Reflection Hinders Creative Problem-Solving: a Test of Alternative Reflection Strategies. J Bus Psychol, 37, 429–441. https://doi.org/10.1007/s10869-021-09741-8
57. 57. Anseel, F., & Ong, M. (2020). Reflection: Behavioral strategies to structure and accelerate learning from experience. In: Harvery, V. S., & De Meuse, K. P. (Eds.). The age of agility: Building learning agile leaders and organizations. SIOP Professional Practice Series – Oxford University Press. https://doi.org/10.31234/osf.io/x2mz4
58. 58. Akpur, U. (2020). Critical, Reflective, Creative Thinking and Their Reflections on Academic Achievement. Thinking Skills and Creativity, 37. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100683
59. 59. Wang, Y., & Wang, L. (2016). Self-construal and creativity: The moderator effect of self-esteem. Personality and Individual Differences, 99, 184–189. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.04.086
60. 60. Робинсон, К. (2011). Новый взгляд на систему образования [Видео]. Яндекс. https://yandex.ru/video/preview/1630730008064877337