Главная страница Архив Взаимосвязь формального интеллекта и метапознавательных функций у взрослых.

Взаимосвязь формального интеллекта и метапознавательных функций у взрослых.

Педагогическое образование

Авторы

  • Шиян Ольга Александровна доцент, кандидат педагогических наук
  • Взаимосвязь формального интеллекта и метапознавательных функций у взрослых.

Аннотация

В статье обсуждаются перспективы развития взрослых в рамках парадигмы life-long learning, в частности – роль метапознания в деятельности и мышлении человека. Рассматриваются вопросы о связи метакогнитивных способностей и других функций психики, таких как мышление и волевая сфера. Проверяется предположение о том, что метапознание и отдельные его факторы – метакогнитивные представления и целеполагание – могут быть связаны с формально-логическим мышлением. Для обработки данных, полученных от 60 педагогов г. Москвы, применены методы корреляционного и качественного анализа. Результаты исследования показали наличие связей между формально-логическим мышлением и когнитивным целеполаганием, а также метакогнитивными представлениями. Связи между формально-логическим мышлением и ситуативно-ориентированной активностью не обнаружено. Делается вывод о том, что ситуативно-ориентированная активность характеризуется скорее стереотипными действиями и реакциями, и логику непосредственно не задействует.
Список литературы
1. 1. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление [Текст]: монография / Николай Евгеньевич Веракса; текст подготовлен к печати И. Б. Шияном, О. А. Шиян, Е. В. Глядешиной; [обращение к читателям О. А. Шиян, И. Б. Шияна; послесловие Е. Е. Крашенинникова]. — Уфа: Вагант, 2006. — 212 с. — 500 экз. — ISBN 5-9635-0050-8.
2. 2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07532-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437760 (дата обращения: 22.11.2020).
3. 3. Голубева Н.М. Особенности рефлексии в психологической адаптации студентов к образовательной среде организации высшего образования: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.07 / Голубева Наталия Михайловна;[Место защиты: ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»], 2018
4. 4. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной и Э. Лоарера. М., 1997. С. 202.
5. 5. Психологические проблемы целеобразования / под ред. О.К. Тихомирова. М.: Наука, 1977.
6. 6. Развитие рефлексии в рамках педагогической практики будущих воспитателей: обзор современных подходов // Шиян О.А., Журавлева С.М., Зададаев С.А., Крашенинников Е.Е., Копасовская С.К., Милькеева М.А., Оськина Ю.О., Якшина А.Н. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 4 (50). С. 25-36.
7. 7. Рефлексивно-ориентированная модель педагогической практики будущих воспитателей // Шиян О.А., Журавлева С.М., Зададаев С.А., Крашенинников Е.Е., Копасовская С.К., Милькеева М.А., Оськина Ю.О., Якшина А.Н. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (51). С. 25-38.
8. 8. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.
9. 9. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск; М., 1997.
10. 10. Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума. М.: ПЕР СЭ, 2002.
11. 11. Чернокова Т.Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metakognitivnaya-psihologiya-problema-predmeta-issledovaniya (дата обращения: 02.10.2020).
12. 12. Чернокова Татьяна Евгеньевна / Диалектические структуры в метапознании // Вестник ТГГПУ. 2013. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskie-struktury-v-metapoznanii (дата обращения: 02.04.2021).
13. 13. Чернокова, Т.Е. Метапознание: проблемы структуры, типологии, развития: монография [Электронный ресурс] / Т.Е. Чернокова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 168 с. — ISBN 978-5-261-00976-4 .—
14. 14. Ahmet Oguz Akturk, and Ismail Sahin. "Literature Review on Metacognition and its Measurement" Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 15, 2011. doi:10.1016/j.sbspro.2011.04.364
15. 15. Flavell, J.H. (1976). Metacognitive aspects of problem-solving. In L. Resnick (Ed.), The Nature of Intelligence. Hillsdale, NJ: Erlbaum Assoc.
16. 16. Flavell, J.H. (1979). Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive-developmental inquiry. American Psychologist, 34, 906 – 911. https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
17. 17. Flavell, J.H. (1987) Speculation about the nature and development of metacognition. In F. Weinert & R. Kluwe (Eds.), Metacognition, motivation, and understanding (pp.21 - 29). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
18. 18. Kennedy, Mary. (2017). Coaching College Students with Executive Function Problems.
19. 19. Kentridge, R.W., & Heywood, C. A. (2000). Metacognition and awareness. Consciousness and cognition, 9(2 Pt 1), 308–326. https://doi.org/10.1006/ccog.2000.0448
20. 20. Livingston J.A. Metacognition: An Overview. URL: http://www.gse.buffalo.edu/fas/shuell.
21. 21. Mahdavi, M. (2014). An Overview: Metacognition in Education. International journal of multidisciplinary and current research, 2.
22. 22. Metacognition: core readings / edited by Thomas O. Nelson 1992 USA
23. 23. O'Brien, K. H. (in press). Coaching self-learning and self-management. In M. R. T. Kennedy (Ed.), Coaching post-secondary students with executive function deficits. New York: Guilford Press.
24. 24. O'Brien, K. H., Kennedy, M. R. T., Schellinger, S. K. (2013, November). Tracking self-regulation goals using Goal-Attainment Scaling for individuals with traumatic brain injuries. Lecture presented at the American Speech Language Hearing Association Annual Convention, Chicago, IL.
25. 25. Reder, Lynne & Schunn, Christian. (1996). Metacognition Does Not Imply Awareness: Strategy Choice Is Governed by Implicit Learning and Memory.