Главная страница Архив ДИНАМИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА ДО ВЗРОСЛОСТИ

ДИНАМИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА ДО ВЗРОСЛОСТИ

Психология , УДК: 159.9.072.43:316.4.051.62

Авторы

  • ДИНАМИКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА БУДУЩЕГО ОТ ПОДРОСТНИЧЕСТВА ДО ВЗРОСЛОСТИ

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования, целью которого стало описать динамику содержательных изменений и временных характеристик представлений об ожидаемом будущем от подросткового возраста до начала взрослости. Выборка исследования составила 1538 респондентов, включая 610 юношей и 928 девушек от 14 до 28 лет (средний возраст 18,26). Исследование проводилось при помощи методики И.С. Кона, респонденты описывали представления о своем будущем в письмах-сочинениях на тему «Я через 5 лет». На основании исследования выделены следующие изменения представлений о будущем: старшие подростки воспринимают будущее как отложенное - то, что будет когда-нибудь потом; в ранней юности будущее связано с профессиональным образованием и представлениями о будущей семье; в поздней юности будущее согласовывает возможности и перспективы; в возрасте молодости или начале взрослости будущее сфокусировано на связанности профессиональной деятельности с появлением семьи и детей и с пониманием себя. Два из этих этапов (подростковый возраст, и возраст поздней юности) демонстрируют осмысление будущего, как времени, а два других (возраст ранней юности и возраст возникновения взрослости) являются фазами содержательного наполнения будущего.
Список литературы
1. 1. Гут, Ю. Н., Кабардов, М. К., Жамбеева, З. З., Кошелева, Ю. П., Груша, А. В. (2023) Эмоционально-личностные детерминанты профессиональной идентичности старшеклассников. Психологическая наука и образование, 28(1), 66—84. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2023280103 2. Parola, A.,·& Marcionetti, J. (2022) Youth unemployment and health outcomes: the moderation role of the future time perspective International. Journal for Educational and Vocational Guidance, 22:327–345. https://doi.org/10.1007/s10775-021-09488-x 3. Kooij, D. T., Kanfer, R., Betts, M., & Rudolph, C. W. (2018) Future time perspective: A systematic review and meta-analysis. Journal of Applied Psychology, 103(8), 867–893. DOI 10.1037/apl0000306 4. Brianza, E., & Demiray, B. (2019) Future Time Perspective and Real-Life Utterances. About the Future in Young and Older Adults. GeroPsych, 32(4), 161–173. DOI 10.1024/1662-9647/a000216 5. Rubin, D. C., & Berntsen, D. (2003). Life scripts help to maintain autobiographical memories of highly positive, but not highly negative, events. Memory & Cognition, 31, 1–14. https://doi. org/10.3758/BF03196077 6. Neugarten, B. L., & Hagestad, G. O. (1976). Age and the life course. In R. Binstock & E. Shanas (Eds.), Handbook of aging and social sciences (pp. 35–55). New York, NY: Van Nostrand Reinhold. 7. Нуркова, В. В. (2022) Самоопределяющие автобиографические воспоминания в системе личностно-мнемических межфункциональных связей. Культурно-историческая психология, 18(1), 79—89. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180108 8. Nurmi, J. E. (1991). How do adolescents see their future? A review of the development of future orientation and planning. Developmental Review, 11, 1–59. doi:10.1016/0273-2297(91)90002-6 9. Nelson, L. J., & Barry, C. M. (2005). Distinguishing features of emerging adulthood: The role of selfclassifcation as an adult. Journal of Adolescent Research, 20(2), 242–262. https://doi.org/10.1177/ 0743558404273074 10. Fonseca, G., Silva, J. T., Paixa, M. P., Crespo, C., Relvas, A. P. (2020) Future Hopes and Fears of Portuguese Emerging Adults in Macroeconomic Hard Times: The Role of Economic Strain and Family Functioning. Emerging Adulthood, 8(6), 476-484. DOI 10.1177/2167696819874956. 11. Stein, C. H., Abraham, K. M., Bonar, E. E., Leith, J. E., Kraus, S. W., Hamill, A. C., ... Fogo, W. R. (2011). Family ties in tough times: How young adults and their parents view the U.S. economic crisis. Journal of Family Psychology, 25, 449–454. doi:10.1037/ a0023697 12. Pulkkinen, L. (1990). Home atmosphere and adolescent future orientation. European Journal of Psychology of Education, 5, 33–43. 13. Massey, E. K., Gebhardt, W. A., & Garnefski, N. (2008). Adolescent goal content and pursuit: A review of the literature from the past 16 years. Developmental Review, 28, 421–460. doi:10.1016/j.dr.2008. 03.002 14. Шилова, Н. П. (2023) Возрастные различия в представлениях о будущем от подростничества до взрослости. Психологическая наука и образование, 28(3), 62–74. doi:10.17759/pse.2023280305 15. Шилова, Н. П. (2023) Половые различия в формировании временной перспективы в юношеском возрасте. Вестник МГПУ серия «Педагогика и Психология», 17(3), 133-147. DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.3.07 16. Бухарина, А. Ю., Толстых, Н. Н. (2019) Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс]. Современная зарубежная психология, 8(2), 36—48. doi: 10.17759/jmfp.2019080204 17. Клементьева, М. В. (2020) «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов. Психологическая наука и образование, 25(3), 64—74. DOI:10.17759/ pse.2020250306 18. Galanakis, E., & Sideridis, G. (2018). Dimensions of emerging adulthood, criteria for adulthood and identity development in Greek studying youth: A person-centered approach. Emerging Adulthood, doi:10.1177/2167696818777040 19. Fonseca, G., da Silva, J. T., Paixã, M. P. [et al.] (2019) Emerging Adults Thinking About Their Future: Development of the Portuguese Version of the Hopes and Fears Questionnaire. Emerging Adulthood, 7(6) 444–450. DOI 10.1177/2167696818778136. 20. Arnett, J. J. (2000) Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties. American Psychologist, 55(5), 469–480. DOI 10.1037//0003-066X.55.5.469. 21. Arnett, J. J. (2014) Presidential Address: The Emergence of Emerging Adulthood: A Personal History. Emerging Adulthood, 2(3), 155–162. DOI 10.1177/2167696814541096. 22. Шилова, Н. П., Владыко, А.К. (2022) Современный культурный контекст представлений о будущем в юношеском возрасте. Сибирский психологический журнал, 86, 103–118. DOI: 10.17223/17267080/86/6 23. Петренко, В. Ф., Коротченко, Е. А. (2008) Пейзаж души. Психосемантическое исследование восприятия живописи. Экспериментальная психология, 1(1), 84–101 24. Сырцова, А. (2008) Возрастная динамика временной перспективы личности: автореф. дисс. … канд. психол. Наук. Московский городской психолого-педагогический институт. М., 24 с. 25. Lambert, N., Stillman, T., Baumeister, R., Fincham, F., Hicks, J., & Graham, S. (2010). Family as a salient source of meaning in young adulthood. The Journal of Positive Psychology, 5, 367–376. https://doi.org/10.1080/17439760.2010.516616 26. Roberts, R., & Bengtson, V. (1996). Affective ties to parents in early adulthood and self-esteem across 20 years. Social Psychology Quarterly, 59, 96–106. 27. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с. 28. Mendonc`a, M., & Fontaine, A. M. (2013). Late nest leaving in Portugal: Its effects on individuation and parent–child relationships. Emerging Adulthood, 1, 233–244. doi:10.1177/2167696813481773 29. Gunawan, W., Creed, P. A., Glendon, A. I. (2021) Young adults’ perceived future employability: antecedents and consequences. International Journal for Educational and Vocational Guidance, 21(1), 101–122. DOI 10.1007/s10775-020-09430-7. 30. Левин, К. (2000) Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 368 с. 31. Kauffman, D.F. Husman, J. (2004) Effects of time perspective on student motivation: Introduction to a special issue. Educational Psychology Review, 16, 1–7. DOI 10.1023/B:EDPR.0000012342.37854.58.