Главная Выпуски № 17(4)

ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛАХ ПОДМОСКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

Педагогическое образование , УДК: 37.088.2 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.04

Авторы

  • Шипалова Елена Михайловна

Аннотация

Предоставление равных возможностей в образовании было и остается одним из главных приоритетов системы образования в различных странах. Но при этом дефицит учителей в школах, а особенно в отдаленных и пригородных районах, — проблема международного уровня. Одной из центральных тем, вызывающих обеспокоенность, являются постоянные трудности с привлечением и удержанием учителей в таких школах. Причем директора небольших школ и школ, находящихся в пригородах мегаполисов, больше говорят о нехватке педагогических кадров, чем руководители школ в крупных городах. Мобильность педагогов актуальна для современной образовательной среды, поэтому появляется все больше данных о факторах, которые могут быть связаны с этим явлением. В статье представлены результаты исследования с участием 118 педагогов из школ Одинцовского городского округа Московской области на предмет выявления факторов, увеличивающих и уменьшающих мобильность учителей этих образовательных учреждений. В результате исследования были проведены качественные полуструктурированные интервью с шестью учителями различного возраста и педагогического стажа, а также преподающих разные предметы. В основу гайда интервью легли вопросы из интервью М. Токсанбаевой, с помощью которого проводился опрос в 2017–2018 гг. в 14 субъектах РФ на предмет выявления мотивов мобильности и стабильности работников различных сфер. Были выявлены факторы, которые снижают мобильность учителей исследуемых школ, несмотря на близкое расположение данных образовательных учреждений к Москве.

Как ссылаться

Шипалова, Е. М. (2023). ФАКТОРЫ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ШКОЛАХ ПОДМОСКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 63. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.04
Список литературы
1. 1. Заир-Бек, С. И., Мерцалова, Т. А., и Анчиков, К. М. (2021). Актуальные характеристики школьной образовательной экосистемы. Информационный бюллетень. Москва: НИУ ВШЭ. 44 с. (Мониторинг экономики образования, № 7). https://www.hse.ru/data/2021/11/11/1458419974/ib_7_2021.pdf
2. 2. Колесникова, К. (2020, 20 января). С министром за парту. Российская газета. Федеральный выпуск № 3 (8057). https://rg.ru/2020/01/12/olga-vasileva-v-shkolnyhattestatah-poiavitsianovaia-ocenka.html
3. 3. Костенко Я. (2021, 15 июля). В российских школах не хватает учителей: как восполнить дефицит. Газета.ru. https://www.gazeta.ru/social/2021/07/14/13733882.shtml
4. 4. Милькевич, О. А., и Перлова, Ю. В. (2021). Педагогический вуз как субъект сетевой модели наставничества в Московской области. Гуманитарные науки, 3(55), 33–40.
5. 5. Горохов, С. А., & Луцькая, Е. Е. (2021). Особенности системы общего образования Центрального федерального округа. Наука и школа, 5, 138–152.
6. 6. Elfers, A. M., Plecki, M. L., & Knapp, M. S. (2006). Teacher mobility: Looking more closely at” the movers” within a state system. Peabody Journal of Education, 81(3), 94–127.
7. 7. Kukla-Acevedo, S. (2009). Leavers, movers, and stayers: The role of workplace conditions in teacher mobility decisions. The Journal of educational research, 102(6), 443–452.
8. 8. Goldhaber, D., Lavery, L., & Theobald, R. (2016). Inconvenient truth. Do collective bargaining Help Explain the Mobility of Teachers within School Districts? Journal of Policy Analysis and Management, 35(4), 848–880. https://doi.org/10.1002/pam.21914
9. 9. Marinell, W. H., & Coca, V. M. (2013, March). “Who Stays and Who Leaves?” Findings from a Three-Part Study of Teacher Turnover in NYC Middle Schools. New York: New York University. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED540818.pdf
10. 10. Carver-Thomas, D., & Darling-Hammond, L. (2017, August). Teacher turnover: Why it matters and what we can do about it. Learning Policy Institute. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED606805.pdf
11. 11. Owens, A. (2010). The Massachusetts teacher workforce: Status and challenges. Cambridge, UK: John F. Kennedy School of Government. https://www.hks.harvard.edu/sites/default/files/centers/rappaport/files/owens_teachers.pdf
12. 12. Ingersoll, R. M., & Perda, D. (2010). Is the supply of mathematics and science teachers sufficient? American Educational Research Journal, 47(3), 563–594. https://doi.org/10.3102/0002831210370711
13. 13. Ingersoll, R. M., & May, H. (2012). The magnitude, destinations, and determinants of mathematics and science teacher turnover. Educational Evaluation and Policy Analysis, 34(4), 435–464. https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED519789.pdf
14. 14. Whipp, J. L., & Geronime, L. (2017). Experiences that predict early career teacher commitment to and retention in high-poverty urban schools. Urban Education, 52(7), 799–828.
15. 15. Feng, L., & Sass, T. R. (2017). Teacher quality and teacher mobility. Education Finance and Policy, 12(3), 396–418. https://scholarworks.gsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1212&context=uwrg_workingpapers
16. 16. Swars, S. L., Meyers, B., Mays, L. C., & Lack, B. (2009). A two-dimensional model of teacher retention and mobility: Classroom teachers and their university partners take a closer look at a vexing problem. Journal of Teacher Education, 60(2), 168–183. https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=ffddc0d1af-78762111f834781872ff3616a13f5a
17. 17. Johnson, S. M., Kraft, M. A., & Papay, J. P. (2012). How context matters in highneed schools: The effects of teachers’ working conditions on their professional satisfaction and their students’ achievement. Teachers college record, 114(10), 1–39. https://goo.su/LD0Ypb
18. 18. Clandinin, D. J., Long, J., Schaefer, L., Downey, C. A., Steeves, P., Pinnegar, E., ... & Wnuk, S. (2015). Early career teacher attrition: Intentions of teachers beginning. Teaching education, 26(1), 1–16. https://goo.su/NjuF
19. 19. Palma-Vasquez, C., Carrasco, D., & Hernando-Rodriguez, J. C. (2021). P-230 The Mental Health of Chilean teachers in times of Forced Telework: how many, who and why are they in worse health? Occupational and Environmental Medicine, 78(Suppl 1), A90–A90.
20. 20. Burleigh, D. (2016). Teacher attrition in a northern Ontario remote First Nation: A narrative re-storying. https://opus.uleth.ca/server/api/core/bitstreams/6a7d0c73-f4ab-479b-bc2c-05eebcab624b/content
21. 21. LoCascio, S. J., Smeaton, P. S., & Waters, F. H. (2016). How induction programs affect the decision of alternate route urban teachers to remain teaching. Education and Urban Society, 48(2), 103–125.
22. 22. Clotfelter, C. T., Ladd, H. F., & Vigdor, J. L. (2011). Teacher mobility, school segregation, and pay-based policies to level the playing field. Education Finance and Policy, 6(3), 399–438.
23. 23. Torres, A. C. (2016). Is this work sustainable? Teacher turnover and perceptions of workload in charter management organizations. Urban Education, 51(8), 891–914.
24. 24. Van Droogenbroeck, F., & Spruyt, B. (2015). Do teachers have worse mental health? Review of the existing comparative research and results from the Belgian Health Interview Survey. Teaching and Teacher Education, 51, 88–100.
25. 25. Dupriez, V., Delvaux, B., & Lothaire, S. (2016). Teacher shortage and attrition: Why do they leave?. British Educational Research Journal, 42(1), 21–39. https://goo.su/hqSh
26. 26. Player, D., Youngs, P., Perrone, F., & Grogan, E. (2017). How principal leadership and person-job fit are associated with teacher mobility and attrition. Teaching and Teacher Education, 67, 330–339.
27. 27. Glennie, E. J., Mason, M., & Edmunds, J. A. (2016). Retention and Satisfaction of Novice Teachers: Lessons from a School Reform Model. Journal of Education and Training Studies, 4(4), 244–258. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1095143.pdf
28. 28. Балина, Т. Н., и Теплякова, Л. Ю. (2020). Формирование удовлетворенности трудом у работников производственного департамента в организации промышленного типа. Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2(32), 84–90. https://goo.su/qFcSBF
29. 29. Балина, Т. Н., и Гализина, С. О. (2021). Анализ причин текучести кадров в их взаимосвязи с удовлетворенностью трудом. Труды Института бизнес-коммуникаций, 9, 6–10. http://publish.sutd.ru/docs/content/trudyibk9_2021.pdf#page=7
30. 30. Токсанбаева, М. С. (2019). Масштабы, факторы и мотивы мобильности и стабильности на рынке труда. Уровень жизни населения регионов России, 2, 35–42. https://goo.su/LaiNm
Скачать файл .pdf 402.15 кб