Авторы
- Дуров Виктор Иванович кандидат исторических наук
- Басов Алексей Вячеславович
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена снижением способности к запоминанию и систематизации учебного материала и возросшей роли самообучения и самоорганизации у обучающихся. Цель исследования заключалась в изучении возможностей метода интеллект-карт в решении указанных проблем. В статье рассматриваются особенности применения интеллект-карт в учебном процессе на уровнях среднего общего, среднего и высшего профессионального образования. Использовался метод анкетирования, который позволил изучить отношение обучающихся к методу интеллект-карт. Выборка исследования включала 284 обучающихся. Полученные ответы на открытые вопросы изучались частотным анализом и контент-анализом. Показано, что метод интеллект-карт
является перспективным с учетом цифровизации образования. Анализ анкетирования обучающихся демонстрирует высокую оценку метода и его практическую эффективность. Практическая значимость метода интеллект-карт заключается в большем вовлечении обучающихся в учебный процесс, повышении их творческого потенциала, формировании навыков систематизации и самоорганизации, обработки и анализа большого объема информации. В то же время интеллект-карты должны служить дополнением к другим педагогическим методам, а не их замещением
Как ссылаться
Дуров, В. И. & Басов, А. В. (2023). ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК ИНСТРУМЕНТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 10. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.01
Список литературы
1.
1. Мамонтова, М. Ю. (2017). Интеллект-карта как средство оценивания качества знаний обучающихся: возможности и ограничения структурно-информационного подхода. Педагогическое образование в России, 6, 83–91.
2.
2. Перминова, Е. П. (2011). Развитие интеллектуального потенциала учащихся: использование интеллект-карт. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки, 13(12), 135–140.
3.
3. Еремин, Е. А. (2014). Карты MindMaps для учебника информатики. Вестник ПГГПУ. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании, 10, 22–38.
4.
4. Бьюзен, Т., и Бьюзен Б. (2003). Супермышление. 2-е изд. Минск: Попурри, 2003.
5.
5. Бехтерев, С. (2009). Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. Москва: Альпина Паблишерз.
6.
6. Шаталов, В. Ф. (1990). Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во.
7.
7. Shi, Y., Yang, H., & Dou, Y. (2022). Effects of mind mapping-based instruction on student cognitive learning outcomes: a meta-analysis. Asia Pacific Education Review. https://doi.org/10.1007/s12564-022-09746-9
8.
8. Selvi, R. T., & Chandramohan, G. (2018). Case Study on Effective Use of Mind Map in Engineering Education. IEEE Tenth International Conference on Technology for Education, Chennai, India, 205–207. https://doi.org/10.1109/T4E.2018.00053
9.
9. Sari, R., Sumarmi, S., Astina, I., Utomo, D., & Ridhwan, R. (2021). Increasing Students Critical Thinking Skills and Learning Motivation Using Inquiry Mind Map. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 16(3), 4–19. https://doi.org/10.3991/ijet.v16i03.16515
10.
10. Redhans I. W., Widiastari K., Samsudin A., & Irwanto I. (2021). Which is more effective, a mind map or a concept map learning strategy? Cakrawala Pendidikan, 40(2), 520–531. https://doi.org/10.21831/cp.v40i2.33031
11.
11. Kalyanasundaram, M., Abraham, S. B., Ramachandran, D., Jayaseelan, V., Bazroy, J., Singh, Z., & Purty, A. J. (2017). Effectiveness of Mind Mapping Technique in Information Retrieval Among Medical College Students in Puducherry-A Pilot. Study. Indian Journal of Community Medicine, 42(1), 19–23. https://doi.org/10.4103/0970-0218.199793
12.
12. Драневская, И. С., и Мамонтова, М. Ю. (2019). Использование интеллект-карт в обучении: основные направления. Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий, 4, 45–54.
13.
13. Мищенко, Л. И., и Мамкин, А. Ю. (2018). Опыт использования технологии интеллект-карт в процессе формирования правовой культуры обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 4(48), 154–160. https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-ispolzovaniya-tehnologii-intellekt-kart-vprotsesse-
formirovaniya-pravovoy-kultury-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh
14.
14. Новикова, С. Г. (2016). Использование интеллект-карт на предметах гуманитарного цикла в школе. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 15(2), 68–71. https://doi.org/10.20310/1810-231Х-216-15-2-68-71
15.
15. Debbag, M., Cukurbasi, B., & Fidan, M. (2021). Use of Digital Mind Maps in Technology Education: A Pilot Study with Pre-Service Science Teachers. Informatics in Education, 20(1), 47–68. https://doi org/10.15388/infedu.2021.03
16.
16. Ngo, T., & Trần, O. (2021). The English-majored Students’ Practices of Mind Maps in Writing Skills. International Journal of TESOL & Education, 1(3), 301–312. https://doi.org/10.11250/ijte.01.03.017
17.
17. Alsuraihi, A. A. (2022). The Effect of Implementing Mind Maps for Online Learning and Assessment on Students During COVID-19 Pandemic: a Cross Sectional Study. BMC Medical Education, 22, 169. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03211-2
18.
18. Pribadi B. A., & Susilana R. (2021). The Use of Mind Mapping Approach to Facilitate Students’ Distance Learning in Writing Modular Based on Printed Learning Materials. European Journal of Educational Research, 10(2), 907–917. https://doi.org/10.12973/eu-jer.10.2.907
19.
19. Дуров, В. И. (2021а, 21–22 апреля). Особенности преподавания истории в условиях цифровизации образования. В: Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia’2021). Материалы V Международной научно-практической конференции (с. 85–91). Новосибирск: СГУПС.
20.
20. Дуров, В. И. (2021б, 10 ноября). О некоторых подходах к преподаванию «Истории» для непрофильных специальностей. В: Гуманитарные науки на службе развития сельского хозяйства и АПК. Материалы национальной научно-практической конференции научно-педагогических работников и аспирантов (с. 49–55). Воронеж: ВГАУ.
21.
21. Tungprapa, T. (2015). Effect of Using the Electronic Mind Map in the Educational Research Methodology Course for Master-Degree Students in the Faculty of Education. International Journal of Information and Education Technology, 5(11), 803–807. https://doi.org/10.7763/IJIET.2015.V5.615
22.
22. Hidayati, N., Fitriani, A., Saputri, W., & Ferazona, S. (2023). Exploring University Students Creative Thinking Through Digital Mind Maps. Journal of Turkish Science Education, 20(1), 119–135. https://doi.org/10.36681/tused.2023.007
23.
23. Bystrova, T., & Larionova, V. (2015). Use of Virtual Mind Mapping to Effectively Organise the Project Activities of Students at the University. Procedia Social and Behavioral Sciences, 214, 465–472. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.724
24.
24. Куликова, В. В. (2021). Ментальная карта как метод обучения. Карельский научный журнал, 10, 1(34), 29–32. https://doi.org/10.26140/KNZA-2021-1001-0007
25.
25. Мамонтова, М. Ю., и Свалова, Т. А. (2017). Использование интеллект-карт для оценивания качества знаний учащихся: структурно-информационный подход. Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий, 2, 58–69.
26.
26. Линник, Л. А., и Петросян, М. М. (2020, 24–28 февраля). Облако слов как метод компрессии информации научного текста. В: Наука. Информация. Технологии. Образование. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании и науке НИТО 2020» (с. 99–108). Екатеринбург: РГППУ.