Главная Выпуски № 17(4)

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Теория и практика обучения и воспитания , УДК: 37.014.1 DOI: 10.25688/2076-9121.2023.17.4.10

Авторы

  • Весманов Сергей Викторович кандидат экономических наук
  • Источников Виктор Вячеславович

Аннотация

Различные аспекты цифрового поведения всех участников образовательных отношений входят в область научных интересов авторов статьи уже в течение ряда лет. При этом структура и содержание запросов школьников в Интернете при решении ими образовательных задач пока еще недостаточно исследованы. Предметом настоящего исследования является выявление и понимание этих запросов, что, по мнению авторов, содействует решению такой важной проблемы в современном образовании, как формирование новых видов заданий, предусматривающих обязательное обращение школьника к цифровым ресурсам и групповую работу в цифровой среде. Целью исследования было описать и дополнить модель поведения школьника в цифровой среде на основе ранжирования их поисковых запросов в Интернете, релевантных учебной деятельности. Для изучения статистики запросов использовались инструменты сервиса Яндекс Wordstat, позволяющего получить статистику поисковых запросов школьников по различным видам учебной деятельности. В статье представлены результаты обработки поисковых запросов школьников в цифровой среде сети Интернет, релевантных их учебной деятельности. Кроме того, приведено сравнение представления о видах и содержании учебной деятельности в цифровой образовательной среде на основании данных, полученных из различных источников: публикаций, опыта специалистов-практиков и анализа поисковых запросов школьников.

Как ссылаться

Весманов, С. В. & Источников, В. В. (2023). УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», № 17(4), 166. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2023.17.4.10
Список литературы
1. 1. The United Nations. (2020). Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/2020/09/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf
2. 2. Терещенко, А. Ю. (2020). Цифровая образовательная среда в разрезе онлайн-обучения в современной общеобразовательной школе. В: Человек в цифровой реальности: технологические риски. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (c. 435–439). Тверь: ТГТУ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43953455
3. 3. Морозов, А. В., Небродовская-Мазур, Е. Ю., и Матвеева, И. П. (2022). Цифровая образовательная среда в период пандемии COVID-19: реалии и перспективы. Телескоп, 1. https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-periodpandemii-covid-19-realii-i-perspektivy
4. 4. Мироненко, Е. С. (2019). Цифровая образовательная среда: понятие и структура. Социальное пространство, 4, 6. https://doi.org/10.15838/sa.2019.4.21.6
5. 5. Набокова, Л. С., и Рогачева, Ю. C. (2020) Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории. Профессиональное образование в современном мире, 10(3), 4041–4052. https://doi.org/10.15372/PEMW20200314
6. 6. Панов, В. И., Борисенко, Н. А., Миронова, К. В., и Шишкова, С. В. (2021). Поведение подростков в цифровой образовательной среде: к определению понятий и постановке проблемы. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер.: Акмеология образования. Психология развития, 3(39). https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-podrostkov-vtsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-k-opredeleniyu-ponyatiy-i-postanovke-problemy
7. 7. Погожина, И. Н., Подольский, А. И., Идобаева, О. А. и Подольская, Т. А. (2020). Цифровое поведение и особенности мотивационной сферы интернет-пользователей: логико-категориальный анализ. Вопросы образования, 3, 60–94. https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-povedenie-i-osobennosti-motivatsionnoy-sfery-internetpolzovateley-logiko-kategorialnyy-analiz
8. 8. Kokkinos, C. M., & Saripanidis, I. (2017). A lifestyle exposure perspective of victimization through Facebook among university students. Do individual matter? Computers in Human Behavior, 74, 235–245. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.04.036
9. 9. Paul, J. A., Baker, H. M., & Cochran, J. D. (2012). Effect of online social networking on student academic performance. Computers in Human Behavior, 28(6), 2117– 2127. https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.06.016
10. 10. Clement, J. (2020, August 10). Facebook: Number of monthly active users worldwide 2008–2020. How many users does Facebook have? With over 2.7 billion monthly active users as of the second quarter of 2020, Facebook is the biggest social network world. https://www.statista.com/statistics/264810/number-ofmonthly-active-facebook-users-worldwide/
11. 11. Lambić, D. (2016). Correlation between Facebook use for educational purposes and academic performance of students. Computers in Human Behavior, 61, 313–320. https://doi.org/10.1016/j.chb.2016.03.052
12. 12. Lim, J., & Richardson, J. C. (2016). Exploring the efects of students’ social networking experience on social presence and perceptions of using SNSs for educational purposes. The Internet and Higher Education, 29, 31–39. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.12.001
13. 13. Весманов Д. С., Весманов С. В., Источников В. В., и Шевченко П. В. (2022). Исследование практик дистанционного обучения школьников и студентов Москвы. In: В: Вачковa, С. Н., & Кондратьева, Н. И. (Ред.). UniverCity: Города и Университеты. Сборник статей (с. 39–54). Москва. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48500010
14. 14. Весманов, С. В., Жадько, Н. В., Весманов, Д. С., и Источников, В. В. (2019). Перспективы развития профессии учителя: от передачи знаний к современным образовательным технологиям. Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология», 3(49), 52–60. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2019.49.3.04
15. 15. Ofcom (2022, March 30). Children and parents: media use and attitudes report. https://www.ofcom.org.uk/research-and-data/media-literacy-research/childrens/childrenand-parents-media-use-and-attitudes-report-2022
16. 16. Fatema, K., Nasreen, S., Parvez, Md. S., & Rahaman, Md. A. (2020). Impact of Using the Internet on Students: A Sociological Analysis at Bangabandhu Sheikh Mujibur Rahman Science and Technology University, Gopalganj, Bangladesh. Open Journal of Social Sciences, 8, 71–83. https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=105715
17. 17. Masrom, M. B., Busalim, A. H., Abuhassna, H., & Mahmood, N. H. N. (2021). Understanding students’ behavior in online social networks: a systematic literature review. International Journal of Educational Technology in Higher Education volume 18, 6. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00240-7
18. 18. Турахонов, С. Ф. (2021). Использование цифровой образовательной среды для организации самостоятельной учебной деятельности по математике в старших классах. В: Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы V Cтуденческой научно-практической конференции (с. 328–330). Йошкар-Ола: Марийский государственный университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47158273
19. 19. Zenebe, Y., Kunno, K., Mekonnen, M., Bewuket, A., Birkie, M., Necho, M., Seid, M., Tsegaw, M. & Akele, B. (2021). Prevalence and associated factors of internet addiction among undergraduate university students in Ethiopia: a community university-based cross-sectional study. BMC Psychol 9, 4. https://doi.org/10.1186/s40359-020-00508-z
20. 20. Ponnusamy, S., Iranmanesh, M., Foroughi, B., & Hyun, S. S. (2020). Drivers and outcomes of Instagram addiction: Psychological well-being as moderator. Computers in Human Behavior, 107, 106294. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106294
21. 21. Brailovskaia, J., Ströse, F., Schillack, H., & Margraf, J. (2020, March). Less Facebook use — More well-being and a healthier lifestyle? An experimental intervention study. Computers in Human Behavior, 108, 106332. https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106332
22. 22. Sheeran, N., & Cummings, D. J. (2018). An examination of the relationship between Facebook groups attached to university courses and student engagement. Higher Education, 76, 937–955. https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-018-0253-2
23. 23. Никуличева, Н. В., и Хапаева, С. С. (2017). Модели индивидуализации образовательной деятельности при дистанционном обучении? Вестник БелИРО, 1(3), 10–18. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28997480
24. 24. Wang, X., Lin, X., & Spencer, M. K. (2019). Exploring the efects of extrinsic motivation on consumer behaviors in social commerce: Revealing consumers’ perceptions of social commerce benefts. International Journal of Information Management, 45 (March 2018), 163–175. https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2018.11.010
25. 25. Wickramanayake, L., & Muhammad, J. S. (2018). Social media use by undergraduate students of education in Nigeria: A survey. The Electronic Library, 36(1), 21–37. https://doi.org/10.1108/EL-01-2017-0023
26. 26. Андрианова, Г. А. (2014). Виды учебной деятельности школьников на интернет-уроках, необходимые для развития компетентностей. Вестник Института образования человека, 1. http://eidos-institute.ru/journal/2014/100/Eidos-Vestnik2014-121-Andrianova.pdf
27. 27. Весманов, С. В., и Источников, В. В. (2022). Учебная деятельность школьника в цифровой образовательной среде. В: Вачковa, С. Н., & Кондратьева, Н. И. (Ред.) UniverCity: Города и Университеты. Сборник статей (с. 139–156). Москва. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50070713&pff=1
28. 28. Карандеев, Д. Ю., и Карандеева, И. Ю. (2020). Web-приложения Google Trends и Яндекс Wordstat в решении задачи анализа поисковых трендов. В: Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук. Материалы VI Международной научно-практической конференции (школы-семинара) молодых ученых, Тольятти, 23–25 апреля 2020 года (с. 560–565). Тольятти: Тольяттинский государственный университет. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44814201
Скачать файл .pdf 535.13 кб