Главная страница Архив ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблемы профессиональной подготовки , УДК: 159.9; 378

Авторы

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность определяется тем, что на современном этапе цифровая образовательная среда (далее ЦОС) в образовательных организациях разного уровня формируется в виде развитой среды генерации учебных и профессиональных знаний, аккумуляции интеллектуальных и творческих потенциалов образовательного и профессионального сообщества. С учетом этого, спецификой цифровой дидактики в системе дополнительного профессионального образования (далее ДПО) является ее способность к балансированию интересов всех ее стейкхолдеров. Например, это субъекты организаций ДПО, прежде всего обучающихся, рынка труда, отраслевых организаций. Цель: изучить и определить особенности формирования цифровой образовательной среды для дополнительного профессионального образования взрослых. Методы: теоретический, логический метод, системный анализ, обобщения. Результаты: систематизированы нормативно-правовые акты по формированию ЦОС для программ ДПО; выявлены показатели развития цифровой инфраструктуры в системе ДПО Российской Федерации за период 2020-2022гг.; определены структурно-содержательные и психолого-дидактические характеристики программ ДПО разного вида для работников мелиорации в ЦОС. Научная значимость: впервые конкретизированы нормативно-правовые и дидактические особенности обеспечения ЦОС ДПО для работников мелиоративной отрасли АПК РФ, позволяющие выявлять отраслевые особенности и факторы развития профессионально-образовательной среды для отраслевых кадров как потенциальной возможности внедрения в мелиоративных организациях цифровых технологий и платформенных решений. Практическая значимость: впервые выявлены психодидактические элементы образовательного контента программ ДПО ПК в ЦОС на базе УМЦ ДПО ФГБНУ ВНИИ «Радуга»; разработаны направления по его совершенствованию в ЦОС ДПО для работников мелиоративной отрасли АПК РФ. Результаты исследования целесообразно использовать в целях совершенствования процесса реализации программ ДПО для отраслевых работников. Это позволит 1) разработать единый системный механизм нормативно-правового, методического и дидактического обеспечения ЦОС ДПО для работников мелиоративной отрасли АПК РФ; 2) своевременно выявлять тенденции профессионального развития работников в рамках программ ДПО в цифровой образовательной среде; 3) актуализировать ЦОС системы дополнительного профессионального образования для работников мелиоративных организаций.
Список литературы
1. 1. Союз ДПО (2015). Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095
2. 2. Министерство сельского хозяйства РФ (02.03.2018). Стратегия развития аграрного образования РФ на период до 2030 г. http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf
3. 3. Ольгаренко, Г. В., Угрюмова А. А. и др. (2020). Образовательные вызовы и драйверы кадров орошаемого земледелия РФ (под ред. Г. В. Ольгаренко, А. А. Угрюмовой). Москва: Русайнс. 198 с.
4. 4. Паутова Л. Е. (2023). Профессиональное развитие работников мелиорации в условиях дополнительного образования: монография. Москва: Русайнс. 158 с.
5. 5. Ольгаренко, Г. В., Угрюмова А. А. и др. (2022). Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в мелиорации: монография (под ред. Г. В. Ольгаренко, А. А. Угрюмовой). Москва: Русайнс. 186 с.
6. 6. Буслаева М. Ю. (2021). Психологическая безопасность образовательной среды: условия, механизмы, риски и угрозы. Челябинск: Изд. центр «Титул». 107 с.
7. 7. Гнатышина Е. А., Корнеева Н. Ю., Корнеев Д. Н., Уварина Н. В. (2023). Модели обучения в цифровой образовательной среде профессиональной организации: проблемы, опыт внедрения и перспективы: Монография. Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера». 147 с.
8. 8. Панов В. И. (2007). Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер. 352 с.
9. 9. Ткаченко Н. Н. (2018). Типология образовательных сред в современной педагогической психологии. Страховские Чтения, 26, 319–324. https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/12/14/319-324.pdf
10. 10. Яковлева О. В. (2020). Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, 2, 257–274.
11. 11. Ясвин В. А. (2019). Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва: Народное образование. 448 с.
12. 12. Блинов М. В., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. (2019). Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Издательство «Перо». 98 с.
13. 13. Осмоловская И. М. (2021). Дидактика: учебное пособие. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 232 с.
14. 14. Мироненко Е. С. (2019). Цифровая образовательная среда: понятие и структура. Социальное пространство, 4(21), 1–14. DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6
15. 15. Надточий А. П., Луньков В. Ю. (2020). Формирование образовательной среды. Современное педагогическое образование, 3, 8–12.
16. 16. Саенко О. В., Сергеева И. Ю. (2015). Электронная информационно-образовательная среда в системе дополнительного профессионального образования. Вестник Российской таможенной академии, 4, 132–140.
17. 17. Осмоловская И. М., Кларин М. В., Гудилина С. И., Макаров М. И. (2021). Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде: методическое пособие. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». 118 с.
18. 18. Непрокина И. В., Некрасова Е. В., Ошкина А. А. (2020). Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, диагностика: электронное учебно-методическое пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ.
19. 19. Новикова Е. Ю., Сумина Г. А. (2022). Цифровая образовательная среда: особенности, отличия, новизна / методические рекомендации. Саратов. 10 с.
20. 20. Сорокова М. Г., Одинцова М. А., Радчикова М. П. (2021). Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета. Психологическая наука и образование, Т. 26, 2, 52–65. https://doi.org/10.17759/pse.2021260205
21. 21. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (01.03.2023). Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/
22. 22. Паспорт Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (07.12.2018). https://edu-frn.spb.ru/files/iiMBxQ4cNH1BCsaWn2WqDgFinWeU3rVYpmO6sd33.pdf
23. 23. Официальный интернет-портал правовой информации (21.07.2020). Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
24. 24. Министерство внутренних дел РФ (нет даты). Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». https://mvd.consultant.ru/documents/1056500
25. 25. Министерство науки и высшего образования РФ (2023). Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/
26. 26. Министерство сельского хозяйства РФ (2019). Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf